Ответы на вопросы


Существуют ли нормативные требования к наименованиям локальных нормативных актов образовательных организаций?

Законодательство об образовании не устанавливает требований к наименованиям локальных нормативных актов образовательных организаций, за отдельными исключениями.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. Локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (части 1, 2 статьи 30 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

Указанные нормы устанавливают предмет и пределы локального нормативного регулирования, требования к принятию локальных нормативных актов. Буквальных требований к наименованиям локальных нормативных актов законодательство об образовании не содержит, поэтому на практике применяются общепринятые наименования, такие как положение, правила, инструкция, регламент, иные наименования.

Так, например, акт, регламентирующий формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, можно назвать положением либо порядком, акт о режиме занятий обучающихся уместно назвать именно положением, порядок оформления образовательных отношений – порядком или правилами. При этом сам предмет регулирования, обозначенный в законе, должен быть воспроизведен в начале содержательной части локального нормативного акта. Например, «1. Настоящее Положение о контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с… устанавливает формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в…».

Исключение составляют случаи, когда применительно к конкретному предмету регулирования законодательство устойчиво использует один и тот же термин (правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка) либо соответствующие вопросы подлежат урегулированию различными актами и на уровне закона, и на уровне образовательной организации (порядок приема на обучение - правила приема на обучение) (подпункт «д» пункта 2 части 2 статьи 29, часть 2 статьи 30, части 8, 9 статьи 55 указанного Федерального закона).

Наименования локальных нормативных актов не должны дублировать наименования нормативных правовых актов, принимаемых государственными органами в рамках их компетенции, например, порядок организации и осуществления образовательной деятельности (часть 11 статьи 13), порядок приема на обучение (часть 8 статьи 55).

Статус образовательной организации СПО
Управление СПО

Ответ опубликован 29.01.2019