Ответы на вопросы


В настоящее время в связи с принятием профессиональных стандартов по должностям педагогических и ряда иных работников многие образовательные организации обновляют должностные инструкции. Существуют ли нормативные требования к должностным инструкциям работников образовательных организаций, и в какой части можно применять для этих целей профессиональные стандарты?

В Трудовом кодексе Российской Федерации нет положения, устанавливающего обязанность работодателей разрабатывать и утверждать должностные инструкции работников. Тем не менее возможность применения должностных инструкций как локальных актов допускается Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС) и широко используется работодателями на практике.

Применительно к регулированию труда педагогических работников наличие должностных инструкций предусмотрено частью 6 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями.

Нормативные требования к должностным инструкциям работников образовательных организаций отсутствуют. Каждая образовательная организация самостоятельно определяет структуру и содержание должностных инструкций работников, в том числе педагогических.

В части установления должностных обязанностей работников при разработке должностных инструкций необходимо руководствоваться, в первую очередь, квалификационными характеристиками, предусмотренными для соответствующих должностей тем или иным разделом ЕКС.

Так, в Общих положениях раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, указано, что квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников… При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников (пункты 3, 5).

В отношении использования при разработке должностных инструкций профессиональных стандартов отметим следующее.

Как установлено статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, квалификация работника представляет собой уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта его работы. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Порядок применения профессиональных стандартов урегулирован статьей 195.3 Кодекса. Если данным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Право на занятие педагогической деятельности имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (часть 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ).

Таким образом, если по должности работника принят профессиональный стандарт, которым установлены требования к квалификации, необходимой для выполнения определенной трудовой функции, образовательная организация учитывает эти требования, в том числе при разработке должностных инструкций педагогов.

Трудовые отношения в системе СПО

Ответ опубликован 17.12.2018