Разграничение полномочий
по нормативному правовому регулированию деятельности
профессиональной образовательной организации
в соответствии с Федеральным законом
«Об образовании в Российской Федерации»

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» произошли изменения в разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и профессиональными образовательными организациями. В этой связи необходимо внести изменений и (или) принять новые нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также принять, согласовать и (или) утвердить локальные нормативные акты профессиональных образовательных организаций.

Одним из необходимых условий действенной и эффективной реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является принятие нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации и (или) конкретизация федеральных норм на региональном и (или) локальном уровне.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, реализуя свои правомочия на осуществление законотворческой деятельности, субъекты Российской Федерации имеют возможность существенно развить и дополнить общие нормы федерального законодательства с учетом социально-экономических, географических, этнокультурных, демографических и иных особенностей региона».

При этом следует помнить, что нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать данному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными данным законом (часть 4 статьи 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры по внесению изменений в региональные законы в целях устранения противоречий, дублирования с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», декларативных предписаний, приведению используемых в них понятий и терминов в соответствии с принятым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Законодательные акты субъектов Российской Федерации по вопросам образования должны состоять по преимуществу из оригинальных норм субъекта Российской Федерации. Для целей полноты и ясности нормативных положений таких актов допускается воспроизведение отдельных общих положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»1.

В целях экспертизы, анализа и выявления лучших (удачных) практик реализации региональных программ развития профессионального образования, правовой регламентации профессионального образования в субъектах Российской Федерации, целесообразно разграничить полномочия между Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и профессиональной образовательной организацией, установив компетенцию соответствующих органов власти и профессиональных образовательных организаций.

В таблице приведен перечень полномочий в сфере среднего профессионального образования, осуществляемых федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и профессиональной образовательной организацией.

Разграничение полномочий
по нормативному правовому регулированию деятельности профессиональной образовательной организации
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Наименований полномочий, прав и обязанностей

Нормативное правовое регулирование

Российская Федерация

Субъект Российской Федерации

Профессиональная образовательная организация

Создание, реорганизация, ликвидация образовательной организации субъекта российской Федерации (ст. 8 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

Региональное законодательство

-

Разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

Региональное законодательство

-

Организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального обучения (ст. 8 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

Региональное законодательство

-

Обеспечение осуществления мониторинга в системе образования (ст.6, 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

Региональное законодательство

-

Разработка и утверждение образовательных программ (ст.12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

Локальный нормативный акт

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим программам (ст.13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

-

-

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы (ст.13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

-

-

Осуществление образования на иностранном языке в соответствии с образовательной программой (ст.14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации)

Федеральное законодательство

-

локальный нормативный акт

Определение языка обучения (ст.14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации)

-

-

локальный нормативный акт

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе (ст.18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации)

Федеральное законодательство

-

-

Определение перечня используемых учебные изданий, в том числе электронных (ст.18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации)

-

-

локальный нормативный акт

Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (в том числе порядок признания организации федеральной инновационной площадкой), перечень федеральных инновационных площадок

(ст.20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации)

Федеральное законодательство

-

-

Порядок признания организаций, инновационной инфраструктуры в системе образования, региональными инновационными площадками

(ст.20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации)

-

Региональное законодательство

-

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений (ст.22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации)

-

Региональное законодательство

-

Создание студенческого совета (ст.26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации)

-

-

локальный нормативный акт

 

Создание совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее – советы обучающихся, советы родителей) (ст.26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации)

-

 

локальный нормативный акт

 

Определение структурных подразделений, обеспечивающих осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (ст.27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальные нормативные акты

 

Разработка и принятие правил

внутреннего распорядка обучающихся (ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

 

Разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка (ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

 

Установление требований к одежде обучающихся (ст. 38 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

 

Установление видов и условий поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности (ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

 

Порядок индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях (ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

 

Организация и проведение научных и методических конференций, семинаров (ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

 

Обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" (ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

 

Порядок организации социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст.28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

-

-

Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления

(ст.29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

-

-

Организация и осуществление образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам (ст.30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

Локальные нормативные  акты по регулированию:

- правил приема обучающихся,

- режима занятий обучающихся,

- форм, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся,

- порядка и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся,

- порядка оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями законными представителями  несовершеннолетних обучающихся;

- порядка обучения по индивидуальным учебным планам, ускоренного обучения;

- индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях

Осуществление практики обучающихся, осваивающих  основные профессиональные  образовательные программы (ст.13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

-

-

Предоставление обучающимся полного государственного обеспечения, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем (ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

Региональное законодательство

-

Обеспечение обучающихся питанием (ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

Региональное законодательство

-

Обеспечение обучающихся местами в общежитиях (ст.34, 39 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

Региональное законодательство

локальный нормативный акт

Транспортное обеспечение (ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

-

-

Предоставлений обучающимся стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании (ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

-

-

Предоставление  обучающимся образовательного кредита (ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

-

-

Предоставление обучающимся иных мер социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами (ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

Региональное законодательство

локальный нормативный акт

 

Посещение обучающимися по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом (ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

Оказание материальной поддержки нуждающимся студентам в размере месячного размера стипендиального фонда (ст.36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

Определение размера платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся, в том числе и понижение размера оплаты (ст.39 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания (ст.39 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

 

Федеральное законодательство

-

-

Создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ст.45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

Обеспечение доступа педагогического работника к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ст.47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

Установление норм профессиональной этики педагогических работников (ст.47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

Проведение аттестации педагогических работников на подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым должностям (ст.49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

Снижение стоимости платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (ст.54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

Организация и проведение промежуточной аттестации обучающихся (ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

-

локальный нормативный акт

Обеспечение форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч.6 ст.38 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

Региональное законодательство

-

Обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем и (или) бесплатным двухразовым питанием (ч.7 ст.79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

-

Региональное законодательство

-

Порядка организации среднего профессионального образования лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы (ст.80 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Федеральное законодательство

-

-

Образцы (модели) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации
в системе среднего профессионального образования в связи с вступлением в силу Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»

В целях реализации отдельных положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в сфере профессионального образования органами государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются следующие нормативные правовые акты:

- о порядке создания, реорганизации, ликвидации, изменения типа образовательной организации субъекта Российской Федерации, а также утверждения уставов бюджетных и казенных учреждений образовательной организации субъекта Российской Федерации и внесения в них изменений;

- о порядке признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, реализующих инновационные проекты и программы, региональными инновационными площадками;

- о порядке проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений; 

- о порядке назначения государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета;

- о порядке организации проведения мониторинга системы образования;

- об обеспечении питанием обучающихся в государственных профессиональных образовательных организациях.

Образцы (модели) локальных нормативных правовых актов в системе
среднего профессионального образования в связи с вступлением в силу Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональная образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Локальный нормативный акт представляет собой правовой документ (акт), содержащий нормы, регулирующие общественные отношения в образовательной организации и принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации в соответствии с законодательством об образовании и иными нормативными правовыми актами.

В компетенции профессиональной образовательной организации находится регулирование педагогического и воспитательного процесса, права и обязанности обучающихся, регламентация и оформление договорных отношений образовательной организации, взаимоотношения администрации учебного заведения и объединений обучающихся и другие вопросы.

Таким образом, локальные нормативные акты регулируют отношения в профессиональной образовательной организации и распространяются на педагогических работников и иных работников, обучающихся и других участников образовательных отношений.

Локальный нормативный акт профессиональной образовательной организации обладает рядом признаков:

- регулирует отношения, складывающиеся в конкретной организации;

- разрабатывается в соответствии с федеральным законодательством (законами и подзаконными нормативными правовыми актами), законодательством субъекта Российской Федерации, принимается в установленном законом или иным федеральным нормативным правовым актом порядке. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение студентов (курсантов) или работников профессиональной образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией;

- для разработки и принятия локальных нормативных актов могут быть привлечены различные субъекты образовательной деятельности (в соответствии с ч. 3 с. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права студентов (курсантов) и работников профессиональной образовательной организации, учитывается мнение студенческих советов, советов родителей, представительных студенческих органов, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Разграничение полномочий между субъектами образовательных отношений определяется в уставе профессиональной образовательной организации;

- наличие реквизитов локального нормативного акта.

Локальные нормативные акты профессиональной образовательной организации носят комплексный характер, так как регулируют отношения в сфере социальной защиты, бюджетного финансирования, налогообложения, труда.

Локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности: акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между профессиональной образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В случаях предусмотренных Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» локальными нормативными актами образовательной организации регулируются следующие вопросы:

Принятие профессиональной образовательной организацией локальных нормативных актов основывается на соблюдении следующих принципов:

Законности. Локальные нормативные акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, актам органов местного самоуправления. Локальный нормативный правовой акт должен разрабатываться и приниматься в пределах компетенции профессиональной образовательной организации уполномоченными субъектами в виде, соответствующем содержанию акта.

Обусловленности. Профессиональная образовательная организация должна разрабатывать и издавать только те локальные нормативные правовые акты, которые необходимы и (или) принятие которых обязательно в соответствии с законодательством об образовании.

Системности. Каждый локальный нормативный акт должен быть органически связан с другими локальными нормативными актами профессиональной образовательной организации, не повторять нормы уже имеющихся актов, не содержать пробелов и противоречий.

Порядок принятия локальных нормативных актов устанавливается уставом профессиональной образовательной организации.

Классификация локальных нормативных может проводиться по различным основаниям: по юридической силе; по степени значимости для функционирования организации (имеющие первостепенное, второстепенное и вспомогательное значение); по сфере действия (распространяются на всю организацию или отдельное ее структурное подразделение, группу работников); по времени действия (постоянные, временные и единовременного исполнения); по субъектам, принявшим локальный правовой акт (органы управления организацией, структурные подразделения, отдельные должностные лица); по структуре (простые и сложные); по сфере регулирования (акты, принимаемые по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, для регулирования трудовых правоотношений и комплексные).

По содержанию локальные нормативные акты профессиональной образовательной организации могут быть нормативными и индивидуальными.

1) Локальный нормативный акт должен содержать обязательные нормы (правила поведения) для исполнения всеми работниками профессиональной образовательной организации (либо определенными работниками образовательной организации) и (или) обучающимися (либо определенными обучающимися). Данный вид локального нормативного акта применяется неоднократно и имеет длительное время действия (устав профессиональной образовательной организации, правила внутреннего трудового распорядка и др.).

2) Индивидуальные локальные нормативные акты используются для оформления конкретного управленческого решения, применяются однократно (приказ о приеме на работу и др.).

Профессиональная образовательная организация принимает локальные нормативные акты, используя следующие виды и (или) формы: постановление, приказ, решение, инструкция; положение, правила.

Постановление – локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления профессиональной образовательной организации.

Приказ – локальный нормативный или индивидуальный (распорядительный) локальный акт, издаваемый руководителем профессиональной образовательной организации для решения основных задач (приказ о приеме на работу, приказ о зачислении обучающегося в образовательную организацию, приказ об утверждении правил внутреннего распорядка образовательной организации и др.). Как правило, приказами утверждаются и вводятся в действие локальные нормативные акты, принимаемые в виде положений, инструкций и правил.

Решение – локальный нормативный акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении профессиональной образовательной организацией (решение педагогического совета, решение общего собрания и др.).

Положение – локальный нормативный акт, устанавливающий правовой статус органа управления профессиональной образовательной организации, структурного подразделения профессиональной образовательной организации, или основные правила (порядок, процедуру, регламент) реализации образовательной организацией какого-либо из своих правомочий (положение о порядке и основании перевода, отчисления и восстановления обучающихся, положение о прохождении государственной итоговой аттестации обучающихся и др.).

Инструкция – локальный нормативный акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения какой-либо деятельности (должностные инструкции работников образовательной организации, инструкции по охране труда и технике безопасности, инструкция по ведению делопроизводства и др.).

Правила – локальный нормативный акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности профессиональной образовательной организации и ее работников, обучающихся и их законных представителей (правила внутреннего трудового распорядка, правила внутреннего распорядка обучающихся, порядок получения образования на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и др.).

Копии локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, коллективного договора размещаются на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

В целях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональные образовательные учреждения принимают, согласовывают и утверждают следующие основные локальные нормативные акты:

- устав;

- Правила приема в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования;

- Правила внутреннего распорядка обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения;

- Положение об аттестации педагогических работников государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения;

- Положение о Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения;

- Кодекс (нормы) профессиональной этики педагогических работников государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения;

- Положение о зачете результатов обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ, освоенных в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- Положение о промежуточной аттестации обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения;

- Положение о порядке перевода, отчисления и условиях восстановления обучающихся в профессиональном образовательном учреждении.

 

Устав профессиональной образовательной организации является его локальным нормативным учредительным документом, на основании которого оно действует (пункт 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В уставе профессиональной образовательной организации должна содержаться следующая информация:

1) тип образовательной организации (ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ);

2) учредитель или учредители образовательной организации (ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ);

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности (ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ);

4) перечень, структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации (ст. 25, ч.ч. 4-5 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ);

5) порядок утверждения положения о структурном подразделении образовательной организации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ);

6) указание на научную и (или) творческую деятельность образовательной организации (ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ);

7) специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 273-ФЗ);

8) порядок участие обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ);

9) порядок участие педагогических работников в управлении образовательной организацией (п. 9 ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ);

10) порядок участия научно-педагогических работников в управлении образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 273-ФЗ);

11) порядок занятия должности руководителя образовательной организации (ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ);

12) права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ);

13) порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ);

14) права, обязанности и ответственность инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции образовательных организаций (ч. 3 ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ);

15) цели деятельности образовательных организаций (ч. 1 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ);

16) виды деятельности образовательных организаций (ч. 1 ст. 102 Федерального закона № 273-ФЗ);

17) цели, на которые направляется имущество образовательной организации при ее ликвидации, после удовлетворения требований кредиторов (ч. 3 ст. 102 Федерального закона № 273-ФЗ);

18) иная информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ), а именно:

- в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица (п. 2 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации);

- некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах (ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «О некоммерческих организациях»);

-  в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «О некоммерческих организациях»);

- устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать наименование учреждения, указание на тип учреждения, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «О некоммерческих организациях»);

- устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения:

наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества;

указание на тип - "автономное учреждение";

место нахождения автономного учреждения;

сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;

предмет и цели деятельности автономного учреждения;

исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения;

структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов;

иные предусмотренные федеральными законами сведения (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «Об автономных учреждениях»).

Устав профессиональной образовательной организации, изменения (дополнения) в устав принимаются в порядке, определенном уставом, и утверждаются учредителем профессиональной образовательной организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13, пунктами 1.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:

1) Правительством Российской Федерации - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 11.02.2013) «О некоммерческих организациях» изменения в устав некоммерческой организации вносятся по решению ее высшего органа управления, за исключением устава бюджетного или казенного учреждения, устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если уставом фонда предусмотрена возможность изменения этого устава в таком порядке.

Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:

Отдельные положения устава могут быть слишком объемны (например, структура и полномочия органов управления профессиональным образовательным учреждением), потому целесообразно размещать их не в самом тексте устава, а оформлять в виде отдельного документа – в форме локального нормативного акта.

В рамках реализации Федерального закона № 273-ФЗ руководителю профессиональной образовательной организации необходимо организовать работу по анализу (внутреннему мониторингу) действующих в организации локальных нормативных актов и определить перечень документов, подлежащих принятию, изменению (дополнению) и (или) отмене.

По итогам проведенного анализа (внутреннего мониторинга) документации руководитель профессиональной образовательной организации принимает решение о разработке новых локальных нормативных актов, внесению изменений или дополнений в действующие локальные нормативные акты.


1 Письмо Минобрнауки России от 01.04.2013 № ИР-170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»