Организационно-правовые основы приносящей доход деятельности образовательных учреждений

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает, что образовательные организации, вне зависимости от организационно правовой формы в которой они созданы, являются некоммерческими организациями.

Право осуществлять приносящую доход деятельность некоммерческим организациям предоставлено статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), при соблюдении следующих условий:

- право на осуществление приносящей доход деятельности предусмотрено уставом;

- приносящая доход деятельность служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация, и соответствует таким целям.

Аналогичное право закреплено за автономными, бюджетными и казенными учреждения Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» целью принятия которого являлось не только совершенствование предоставления государственных и муниципальных услуг, но и создание условий для привлечения указанными учреждениями внебюджетных источников финансирования.

Также данные нормы дублируются в Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает право образовательных учреждений оказывать платные образовательные услуги (статья 101).

Основным видом приносящей доход деятельности образовательной организации является оказание платных образовательных услуг.

Кроме образовательных, в качестве услуг, которые чаще всего оказываются образовательными организациями в качестве приносящей доход деятельности, можно выделить:

- присмотр и уход;

- организация досуга;

- организация профилактических и спортивных мероприятий;

- улучшение условий пребывания и питания;

- реализация товаров, работ и услуг, которые входят в предмет обучения по профессиональным образовательным программам.

Сдача в аренду имущества в соответствии с ГК РФ также относится к приносящей доход деятельности образовательной организации.

Пожертвования, получаемые образовательной организацией от физических и (или) юридических лиц, а также благотворительная деятельность в отношении образовательной организации не является приносящей доход деятельностью образовательной организации, а являются источниками формирования имущества.

В отношении использования учреждением средств, полученных от ведения приносящей доход деятельности, для государственных (муниципальных) образовательных организаций различного типа статьей 298 ГК РФ установлены различные условия.

Доходы, полученные от указанной деятельности казенного учреждения, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Расходование любых средств таким учреждением будет осуществляться в рамках бюджетной сметы под контролем учредителя.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности автономного или бюджетного учреждения поступают в их самостоятельное распоряжение, в связи с чем для таких учреждений ведение приносящей доход деятельности является серьезным экономическим подспорьем.

Доходы, полученные автономными и бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности преимущественно на:

- оплату труда работников;

- начисления на выплаты на оплату труда;

- приобретение товаров (услуг, работ), необходимых для осуществления приносящей доход деятельности;

- развитие материально-технической базы образовательной организации;

- оплату налогов и сборов;

- покрытие снижения стоимости платных образовательных услуг для отдельных категорий обучающихся;

- иные расходы, необходимые для осуществления приносящей доход деятельности.

Расходы по приносящей доход деятельности, как и любой финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, необходимо отражать при бухгалтерском учете.

Ведение приносящей доход деятельности образовательными учреждения являются частью их хозяйственной деятельности и кроме указанных выше нормативных правовых актов регулируются: Налоговым кодексом Российской Федерации; ГК РФ; уставом образовательного учреждения; нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъекта Российской Федерации и муниципального образования, на территории которых это учреждение осуществляет деятельность.

Возможность ведения приносящей доход деятельности не зависит от типа образовательной организации, а вот виды образовательных программ, которые могут быть реализованы конкретным учреждением прямо предусмотрены статьей 23 Федерального закона № 273-ФЗ.

Учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, как относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его уставом, так и иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Учреждения самостоятельно определяют возможность оказания платных услуг основываясь на спросе, расчете необходимых для оказания соответствующих услуг затрат и имеющихся ресурсов.

При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги.

Объем и условия, предоставляемых исполнителем образовательных услуг, не может быть изменен в связи с отказом заказчика от предлагаемых ему платных образовательных услуг.

Статьей 101 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Данное определение соответствует отражает положения статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги..

Аналогичное понятие платных образовательных услуг закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (далее - Правила оказания платных образовательных услуг).

Согласно ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными условиями являются:

- условия о предмете договора;

- условия, прямо названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенным условием договора возмездного оказания услуг является:

- характеристика самих оказываемых исполнителем по договору услуг;

- наличие встречного предоставления в виде платы со стороны заказчика.

К условиям, прямо названным в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договора возмездного оказания образовательных услуг, прежде всего, относятся условия, перечисленные в статье 54 Федерального закона № 273-ФЗ, а также в Правилах оказания платных образовательных услуг.

Договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя - юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя - индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Примерные формы договоров об образовании утверждены Минобрнауки России:

- Приказ Минобрнауки России от 09.12.2013 № 1315 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 21.11.2013 № 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»;

- Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам».

Федеральный закон № 273-ФЗ защищает интересы обучающихся путем запрета на включение в договор условий, которые ограничивают права обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Такие условия при включении в договор не подлежат применению.

Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» на дату заключения договора.

В договоре об оказании платных образовательных услуг указывается их полная стоимость и порядок оплаты. Полная стоимость – это сумм на весь срок обучения, которую заказчик должен заплатить исполнителю по договору. Указание полной стоимости исключает возможность устанавливать отдельную дополнительную плату за какие-либо составляющие образовательной услуги.

Статьей 54 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что увеличение стоимости платных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости платных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, учреждение путем заключения дополнительных соглашений к договорам один раз в год вправе корректировать полную стоимость платной услуги по уже заключенным договорам, но только исходя из уровня инфляции.

В соответствии со статьей 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон. Указанное дополнительное соглашение может быть подписано гражданином добровольно. Если гражданин отказывается от подписания такого соглашения об увеличении стоимости обучения с учетом уровня инфляции, то учреждение вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить дополнительное соглашение или расторгнуть соглашение с гражданином.

Снижение стоимости платных образовательных услуг по договору возможно по желанию исполнителя с учетом покрытия им недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.

Действующими нормативными правовыми актами не установлено обязанности образовательных организаций снижать стоимость платных образовательных услуг для каких-либо категорий граждан, в том числе инвалидов, многодетных и др.

В Федеральном законом № 273-ФЗ не содержится порядок формирования стоимости платных образовательных услуг по дополнительным общеразвивающим программам, оказываемых образовательными организациями. При этом согласно статье 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10. 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на платные образовательные услуги по дополнительным общеразвивающим программам, оказываемые муниципальными образовательными учреждениями. Однако аналогичного полномочия в отношении государственных образовательных учреждений органам государственной власти не предоставлено.

Согласно статье 100 Федерального закона 273-ФЗ число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно статье 68 Федерального закона № 273-ФЗ в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансируемых из соответствующего бюджета, образовательной организацией при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании. Лица, результаты получения общего обучения которых оказались хуже, чем других абитуриентов, и которые оказались за пределами установленных контрольных цифр приема, могут либо выбирать иные образовательные организации, специальности, профессии, направления подготовки, либо поступить на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц по договору оказания платных образовательных услуг, если такие платные образовательные услуги оказывает соответствующая образовательная организация. При этом стоимость таких услуг, если они аналогичны тем, что оказываются в рамках бюджетного финансирования, должны соответствовать финансовым нормативам, выделяемым из бюджета.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик в соответствии с Законом о защите прав потребителей и Правилами оказания платных образовательных услуг вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков заказчик вправе, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не будут устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Нарушение исполнителем сроков оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, может повлечь:

а) назначение заказчиком исполнителю нового срока, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;

б) поручение оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и требование от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) требование заказчика уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

г) расторжение договора.

Заказчик вправе выбрать меру по своему желанию.

Кроме того, заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

Право исполнителя на расторжение договора по его инициативе ограничено следующими случаями:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Образовательное учреждение может получать доходы от выполнения разовых договоров (контрактов), в т. ч. заключенных в результате проведения конкурентных процедур.

На оказание платных образовательных услуг по договору с гражданами, распространяет свое действие Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) в соответствии с которым потребитель должен быть проинформирован надлежащим образом об исполнителе и характеристике услуг в целях обеспечения возможности их правильного выбора. Данная обязанность также указана в выше названных Правилах оказания платных образовательных услуг.

Согласно статье 29 Федерального закона № 273-ФЗ на официальном сайте образовательного учреждения размещается общая информация (устав, лицензия, свидетельство об аккредитации и др.), а также документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, а также документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе.

Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, в том числе:

- наименование и место нахождения (адрес) образовательной организации, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера и срока действия, а также наименования, адреса и телефона органа, их выдавшего;

- уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

- перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

- порядок оплаты;

- порядок приема и требования к поступающим;

- форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Указанная информация предоставляется исполнителем в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Для организации приносящей доход деятельности образовательному учреждению следует руководствоваться уставом, в котором должно быть предусмотрено право оказывать соответствующие платные услуги. Необходимо утвердить положение о платных образовательных услугах или иной локальный нормативный акт, регулирующий вопросы оказания платных услуг (приносящей доход деятельности).

Проведя подготовительный этап можно приступить к непосредственной организации платных образовательных услуг на учебный год. Для этого необходимо:

• Разработать и утвердить образовательные программы.

• Рассчитать стоимость платных образовательных услуг.

При определении стоимости дополнительных образовательных услуг необходим руководствоваться Порядком определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями города Москвы, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы, гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, оказываемых сверх установленного государственного задания, утвержденным приказом Департамента образования города Москвы от 13.05.2011 № 346 «Об обеспечении прав граждан и юридических лиц на получение дополнительных, сверх установленного государственного задания, услуг за плату на основе экономически обоснованных затрат».

• На информационных стендах образовательных организаций разместить необходимую информацию об оказываемых платных образовательных услуг.

• На официальном сайте в сети «Интернет» разместить в полном объеме информацию о платных образовательных услугах.

• Заключить договоры с родителями обучающихся.

Налогообложение образовательных организаций в случае осуществления деятельности, приносящей доход, также имеет свои особенности. Так в соответствии со статьей 284.1 Налогового кодекса Российской Федерации организации, осуществляющие образовательную деятельность вправе применять налоговую ставку 0 процентов в случае осуществления деятельности, включенной в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством Российской Федерации при соблюдении следующих условий:

1) если организация имеет лицензию образовательной деятельности;

2) если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы;

3) если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

4) если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Перечень видов образовательной деятельности, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 г. № 917 «Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций»:

- реализация основной образовательной программы дошкольного образования;

- реализация аккредитованной основной образовательной программы начального общего образования;

- реализация аккредитованной основной образовательной программы основного общего образования;

- реализация аккредитованной основной образовательной программы среднего общего образования;

- реализация аккредитованных основных образовательных программ среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена);

- реализация аккредитованных основных образовательных программ высшего образования (программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки);

- реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского медицинского образования и фармацевтического образования в интернатуре;

- реализация дополнительных образовательных программ;

- реализация основных программ профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих) организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Налоговая ставка 0 процентов применяется организациями, осуществляющими образовательную деятельность ко всей налоговой базе, определяемой такими налогоплательщиками в течение всего налогового периода.

Оформление трудовых отношений для реализации платных образовательных услуг со штатными сотрудниками и/или сторонними исполнителями.

Образовательная организация для реализации платных образовательных услуг может привлекать как сторонних исполнителей (путем заключения гражданско-правового договора), так и штатных работников (путем заключения трудового договора или заключения дополнительного соглашения к действующему трудовому договору).

Дополнительные соглашения об изменении условий к трудовым договорам работников учреждения заключаются в порядке ст. 72 Трудового кодекса Российской Федерации. Предметом дополнительных соглашений будет являться расширение трудовых обязанностей работника. При этом необходимо будет увеличить заработную плату работника.

Следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством, допускается выплата заработной платы как за счет бюджетных средств, так и за счет средств от приносящей доход деятельности, например, от предоставления платных услуг учреждением.

Также возможно заключение трудового договора с лицами, не являющимися работниками учреждения в случае, если работа данных лиц носит постоянный характер, выполняется в течение учебного года. В этом случае рекомендуется ввести в штат нового работника (например, тренера), что не будет препятствовать ему работать по совместительству в иных образовательных организациях.

Учебный процесс при оказании платных образовательных услуг сопровождается тем же пакетом документов, что и образовательные услуги, оказываемые за счет бюджета, в том числе:

• Расписание занятий.

• План работы по контролю за организацией платных образовательных услуг.

• Ведомость контроля оплаты родителями предоставляемых услуг.

• Календарь отработанных учителями часов платных образовательных услуг.

• Ведомость начисления заработной платы и учета расходов.

• Табель начисления заработной платы.