Методическое пособие по актуальным вопросам развития среднего профессионального образования

Раздел I. Общие вопросы
Обзор федерального законодательства, посвященного регулированию профессионального образования

В соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в РФ») профессиональное образование является видом образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ» выделяются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

Следует отметить, что среднее профессиональное образование включает в себя два вида образовательных программ: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программы подготовки специалистов среднего звена. Особенностью среднего профессионального образования является то, что, несмотря на наличие двух разных видов образовательных программ, в нем, в отличие от высшего образования, отсутствует деление по уровням.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» регулированию профессионального образования посвящена глава 8.

В действующем образовательном законодательстве существует одна терминологическая особенность, которая на практике иногда вызывает затруднение. Как уже отмечалось, среднее профессиональное образование является одним из уровней профессионального образования. Данные программы в качестве основной цели деятельности реализуют профессиональные образовательные организации. Вместе с тем возможность реализации основных профессиональных образовательных программ, относящихся к образовательным программам высшего образования, для указанных организаций образовательным законодательством не предусмотрена. Такие программы в качестве основной цели деятельности реализуют образовательные организации высшего образования, относящиеся к другому типу образовательных организаций.

Несмотря на то, что Федеральный закон «Об образовании в РФ» во многом является актом прямого действия, тем не менее, он предполагает принятие целого ряда подзаконных нормативных правовых актов, посвященных регулированию того или иного вопроса. На настоящий момент времени на федеральном уровне приняты все предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в РФ» подзаконные нормативные правовые акты в области среднего профессионального образования за исключением акта, регулирующего вопросы перевода из одной профессиональной образовательной организации в другую.

Помимо общих норм непосредственному регулированию среднего профессионального образования посвящена ст. 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в РФ»).

Вместе с тем данный Федеральный закон требует от федеральных органов исполнительной власти принятие целого ряда подзаконных нормативных правовых акт для обеспечения полноценного правового регулирования сферы среднего профессионального образования. На настоящий момент времени на федеральном уровне приняты все предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в РФ» подзаконные нормативные правовые акты в области среднего профессионального образования за исключением акта, регулирующего вопросы перевода из одной профессиональной образовательной организации в другую.

Основными нормативными правовыми актами федерального уровня, посвященными регулирования среднего профессионального образования, являются:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г. № 437 «Об утверждении перечня специальностей, по которым федеральными государственными профессиональными образовательными организациями реализуются образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства»;

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 августа 2015 г. № 797 «О максимальном размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитиях, входящих в жилищный фонд некоторых организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения»;

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 726 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования»;

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2013 г. № 1186 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов»;

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 531 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему»;

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 апреля 2015 г. № 340 «Об утверждении Порядка проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»;

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июня 2013 г. № 443 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное»;

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования»;

  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2013 г. № 1267 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования»;

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 октября 2013 г. № 1122 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки»;

  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 957 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе»;

  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

Полномочия субъектов Российской Федерации
в сфере среднего профессионального образования

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» произошли изменения в разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и профессиональными образовательными организациями.

Одним из необходимых условий действенной и эффективной реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» является принятие нормативных правовых актов в субъектах Российской Федерации и (или) конкретизация федеральных норм на региональном уровне.

В соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Таким образом, реализуя свои правомочия на осуществление законотворческой деятельности, субъекты Российской Федерации имеют возможность существенно развить и дополнить общие нормы федерального законодательства с учетом социально-экономических, географических, этнокультурных, демографических и иных особенностей региона.

Статьей 8 Федерального закона «Об образовании в РФ» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесены:

1) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);

7) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

8) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

9) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

11) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации;

12) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

13) создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

14) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Таким образом, статьей 8 Федерального закона «Об образовании в РФ» установлен открытый перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Кроме указанного выше к компетенции субъектов Российской Федерации относится:

- порядок признания организаций, инновационной инфраструктуры в системе образования, региональными инновационными площадками (ст. 20 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

- порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений (ст. 22 Федерального закона «Об образовании в РФ»);

- предоставление обучающимся мер социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

В целях реализации отдельных положений Федерального закона «Об образовании в РФ» в сфере профессионального образования органами государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие соответствующие вопросы.

Примерный перечень вопросов, подлежащих нормативному урегулированию на уровне субъекта Российской Федерации, приведен в таблице:

Содержание нормативного правового акта

Норма Федерального закона «Об образовании в РФ», предусматривающая принятие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации

Порядок создания, реорганизации, ликвидации, изменения типа образовательной организации субъекта Российской Федерации, а также утверждения уставов бюджетных и казенных учреждений образовательной организации субъекта Российской Федерации и внесения в них изменений

 

Порядок признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, реализующих инновационные проекты и программы, региональными инновационными площадками

Часть 4 статьи 20

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений

Часть 14 статьи 22

Порядок назначения государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета

Часть 7 статьи 36

Установление нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации

Часть 10 статьи 36

Установление случаев и порядка обеспечения форменной одеждой и иным вещевым имуществом (обмундированием) обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации

Часть 6 статьи 38

Определение нормативов, нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования

Часть 2 статьи 99

 

Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать Федеральному закону «Об образовании в РФ» и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными данным законом (часть  4 статьи 4 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Обзор практик применения Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в субъектах Российской Федерации

Анализ нормативных правовых актов различных субъектов Российской Федерации позволяет сделать следующие выводы по правовой регламентации систем профессионального образования на региональном уровне, отражающие общие и специфические подходы к правовой регламентации.

Порядок создания, реорганизации, ликвидации, изменения типа образовательной организации субъекта Российской Федерации, а также утверждения уставов бюджетных и казенных учреждений образовательной организации субъекта Российской Федерации и внесения в них изменений, как правило, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях реализации статей 8 и 22 Федерального закона «Об образовании в РФ», статей 9.1, 9.2, 13 и 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статей 2, 5, 6 и 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как правило, предусматривают в региональных нормативных правовых актах:

- перечень документов, необходимых для принятия решения о создании, реорганизации, ликвидации, изменения типа;

- требования к распорядительным документам органа, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

- наличие пояснительных записок или иных документов, обосновывающих законность, необходимость или целесообразность решении;

- сроки принятия управленческих решений.

Порядок признания региональных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений, реализующих инновационные проекты и программы, инновационными площадками принимается в целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования субъектов Российской Федерации, и на основании ст. 20 Федерального закона «Об образовании в РФ» и с учетом Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 611.

Региональными инновационными площадками, как правило, являются организации, реализующие новые, оригинальные, практические для применения проекта (программы), имеющие существенное значение для обеспечения модернизации и (или) развития образования, в том числе профессионального, в субъекте Российской Федерации с учетом основных направлений социально-экономического развития региона.

Зачастую региональными нормативными правовыми актами:

- регламентируется процедура определения статуса инновационной площадки;

- определяется орган и (или) организация, осуществляющие отбор (признание) учреждений в целях определения статуса инновационной площадки;

- устанавливаются критерии и (или) показатели для признания инновационной площадкой; 

- основания прекращения статуса региональной инновационной площадки.

Решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной собственностью, а также о сдаче объектов собственности в аренду, реорганизации или ликвидации государственных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Региональными нормативными правовыми актами предусмотрено, что решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации образовательной организации содержит указание на наличие пояснительной записки с указанием обоснования целесообразности принимаемых решений.

В целях реализации Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и ст. 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на уровне субъекта Российской Федерации принимается порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений.

Под оценкой последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации понимается определение состояния системы образования после проведения процедуры реорганизации или ликвидации образовательной организации и сложившихся после этого условий для удовлетворения потребностей населения в образовательных услугах. В случае отсутствия экспертной оценки о последствиях реорганизации для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей решение о реорганизации или ликвидации регионального образовательного учреждения может быть признано недействительным с момента его вынесения.

Региональными нормативными актами регламентируются следующие вопросы:

- правовой статус комиссии как постоянно действующего коллегиального органа по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации;

- состав, порядок работы и (или) полномочия членов такой комиссии;

- требования к форме и (или) содержанию экспертной оценки, а также перечень документов и (или) материалов, в том числе подтверждающие эффективность реорганизации или ликвидации образовательной организации;

- оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации по установленным критериям и (или) показателям.

Порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, регламентируется органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 36 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Гарантии предоставления академических стипендий закрепляются региональными законами об образовании. Региональными нормативными актами устанавливаются:

- виды и размеры стипендий, которые не могут быть меньше нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, как правило, с учетом уровня инфляции;

- основания, условия для назначения и выплат стипендий, в том числе в зависимости от успехов в учебе на основании результатов промежуточной аттестации;

- основания и порядок назначения и выплат повышенных, именных и иных видов стипендий;

- периодичность выплаты стипендий;

- условия для формирования и деятельности стипендиальных комиссий образовательных организаций;

- основания, условия для прекращения выплат стипендий;

- иные меры поощрения и поддержки обучающихся, в том числе оказание помощи нуждающимся обучающимся, организация культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы, санаторно-курортного лечения и отдыха, оказание помощи молодым семьям обучающихся.

Субъекты Российской Федерации, как правило, устанавливают гарантию выплаты государственной академической стипендий всем студентам первого курса, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, в период с начала учебного года и до прохождения первой промежуточной аттестации.

На региональном уровне студентам профессиональных образовательных организаций гарантируются места в общежитии при наличии жилищного фонда.

Порядок осуществления мониторинга региональной системы образования устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 8, п. 4 ч. 2 ст. 89 и ст. 97 Федерального закона «Об образовании в РФ» и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Региональный порядок мониторинга определяет процедуры, сроки, показатели мониторинга, сроки публикации результатов проведенного анализа состояния и перспектив развития региональной системы образования.

Мониторинг включает в себя:

- сбор информации о системе образования субъекта Российской Федерации;

- обработку, систематизацию и хранение полученной информации;

- системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации.

Мониторинг осуществляется на основе данных федерального статистического наблюдения, обследований, в том числе социологических, деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информации, опубликованной в средствах массовой информации, а также информации, поступившей в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований области от организаций и граждан.

По итогам мониторинга и на основании иных данных ежегодно на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, размещается итоговый (годовой) отчет о состоянии и перспективах развития образования в субъекте Российской Федерации.

Порядок и случаи обеспечения питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации регламентируются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Правом на бесплатное питание в профессиональных образовательных организациях могут воспользоваться:

- обучающиеся, осваивающие адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

- обучающиеся, осваивающие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в имеющих государственную аккредитацию профессиональных образовательных организациях по очной форме обучения;

- обучающиеся из числа лиц, являющихся выпускниками организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не получившими основного общего образования, осваивающие программы профессиональной подготовки в профессиональных образовательных организациях по очной форме обучения;

- обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе по основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, проживающие в образовательных организациях.

Обеспечение питанием обучающихся в профессиональных образовательных организациях осуществляется по установленным нормам. 

Организация питания обучающихся в профессиональных образовательных организациях возлагается, как правило, на профессиональные образовательные организации и осуществляется с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках профессиональных образовательных организаций в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

По результатам анализа нормативных правовых актов и информационных материалов субъектов Российской Федерации можно отметить общие и специфические подходы к правовой регламентации профессионального образования, а также указать наиболее удачные (лучшие) практики.  

По вопросам собственных полномочий органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают новые нормативные правовые акты (региональные законы, указы, постановления, распоряжения, приказы) или руководствуются ранее принятыми документами в части, не противоречащей Федеральному закону «Об образовании в РФ».

По вопросам организации предоставления среднего профессионального образования,  включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального обучения, в субъектах Российской Федерации приняты региональные законы, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, принимают нормативные правовые акты (приказы, распоряжения) о распределении организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, контрольных цифр приема граждан по профессиям среднего профессионального образования (для обучения по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), специальностям среднего профессионального образования для обучения по образовательным программам подготовки специалистов среднего звена и образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с основными образовательными программами основного общего и среднего общего образования), специальностям и направлениям подготовки высшего образования за счет средств регионального бюджета.

Большинство субъектов Российской Федерации в целях реализации ст. 22 Федерального закона «Об образовании в РФ» приняли нормативные правовые акты по порядку проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений.

Нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации в форме региональных законов (указов) либо постановлений (приказов, распоряжений) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, предусматриваются меры социальной поддержки:

- государственные академические стипендии и (или) государственные социальные стипендии обучающимся, иные формы денежных выплат студентам, обучающимся по очной форме обучения, в том числе за счет бюджетных ассигнований регионального бюджета;

- обеспечение питанием обучающихся в государственных образовательных организациях;

- именные стипендии обучающимся;

- обеспечение обучающихся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, нуждающихся на время обучения в жилой площади, местами в общежитии при наличии соответствующего жилого фонда образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования;

- порядок частичной оплаты за проживание в общежитиях студентов и обучающихся государственных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, проезд за пределы региона и обратно.

Раздел II. Обзор проблем и трудностей правотворчества и правоприменения,
а также рекомендации по их преодолению и ответы на часто задаваемые вопросы

Итоговая аттестация; документы об образовании и квалификации: обзор проблем и трудностей
правотворчества и правоприменения, а также рекомендации по их преодолению

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968.

Одним из проблемных вопросов, возникающим на практике,  является вопрос о возможности проведения промежуточной и государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования экстернов на платной основе, если соответствующие услуги не предусмотрены государственным заданием.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» экстернами являются лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

Согласно п. 35 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июля 2013 г. № 464 лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего профессионального образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего профессионального образования.

Условия и порядок зачисления экстернов в организацию (включая порядок установления сроков, на которые зачисляются экстерны, и сроков прохождения ими промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации) устанавливаются локальным нормативным актом организации.

В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе.

Для лиц, не имеющих основного общего или среднего общего образования, указанная ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» предусматривает право пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Право бесплатного прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам Федеральным законом «Об образовании в РФ» не предусматривается.

Между тем, согласно ч. 7 ст. 58 и ч. 8 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации. Однако исходя из системного толкования норм, предусмотренных ст. 58 и ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» во взаимосвязи с упомянутой ч. 3 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ», можно сделать вывод, что указанные нормы  ч. 7 ст. 58 и ч. 8 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» действуют в отношении обучающихся, получающих образование в образовательной организации, и направлены на недопущение взимания отдельной (дополнительной) платы за прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе, за их повторное прохождение в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в РФ» и порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

На основании изложенного, представляется, что Федеральный закон «Об образовании в РФ» не содержит запретов на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации экстернов по образовательным программам среднего профессионального образования на платной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц.

Еще одним вопросом, часто возникающим в практической деятельности профессиональных образовательных организаций, является вопрос нормирования и оплаты труда педагогических работников, привлекаемых к организации и проведению государственной итоговой аттестации, в том числе оплаты труда руководителя дипломного проекта и консультантов по дипломному проектированию.

В соответствии с пунктами 4-5 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации относится установление штатного расписания и распределение должностных обязанностей.

Основным нормативным правовым актом, посвященным вопросам нормирования учебной нагрузки педагогических работников, является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Согласно п. 1.2. Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденного указанным выше приказом, при определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

В соответствии с п. 2.8.2. Приложения № 1 к рассматриваемому приказу норма часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств, и по основным программам профессионального обучения.

Таким образом, исходя из вышеизложенного деятельность педагогических работников, привлекаемых к организации и проведению государственной итоговой аттестации, а также деятельность руководителя дипломного проекта и консультантов по дипломному проектированию относятся к учебной (преподавательской) работе и входит в норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы.

Согласно указанным нормам Федерального закона «Об образовании в РФ» вопрос распределения рассматриваемых активностей педагогических работников между ними находится в компетенции самой профессиональной образовательной организации, равно как и вопрос о дополнительной оплате труда педагогических работников в рассматриваемых ситуациях зависит от принятой в образовательной организации системы оплаты труда.

Образец и описание диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 531.

Особенностью данных дипломов до последних изменений являлось то, что, в отличие от документов о высшем образовании, законодательство не предусматривало отдельного образца диплома о среднем профессиональном образовании с отличием. Пункт 7 Описания диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему предусматривал лишь право образовательной организации установить особый цветовой фон бланка титула, выдаваемого лицам, освоившим образовательную программу среднего профессионального образования с отличием. Вместе с тем, каких-либо особых надписей или иных указаний в бланке диплома на то, что это именно «диплом с отличием» не предусматривалось.

Последние изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 531, внесенные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 380, теперь предусматривают особый образец диплома о среднем профессиональном образовании с отличием. Данный образец предусматривает помещение на лицевой стороне обложки слов «с отличием».

Порядок заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1186 (далее – Порядок заполнения, учета и выдачи дипломов).

В Порядок заполнения, учета и выдачи дипломов также были внесены изменения приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 апреля 2015 г. № 432, в соответствии с которыми определяются условия выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании с отличием. Согласно новой редакции пункта 22 Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов диплом с отличием выдается при следующих условиях:

Следует обратить внимание на то, что указанным порядком не предусмотрено указание в дипломе о среднем профессиональном образовании на форму обучения (очная, очно-заочная или заочная). Также не предусматривается указание в дипломе о среднем профессиональном образовании по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих квалификационного разряда по полученной профессии.

Если указанные в предыдущем абзаце сведения указаны в дипломе о среднем профессиональном образовании, то это может повлечь за собой неблагоприятные последствия для образовательной организации, допустившей это. В соответствии с п. 6 Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов внесение дополнительных записей в бланки не допускается, а согласно п. 11 данного Порядка бланки, составленные с ошибками или имеющие иные дефекты, внесенные при заполнении, считаются испорченными при заполнении и подлежат замене. Соответственно, если в диплом внесены рассматриваемые сведения, то такой диплом будет считаться испорченным, а лицо, которому будет выдан такой диплом вправе потребовать его замены.

При этом согласно п. 36 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464, если федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы среднего профессионального образования, который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности служащего. Присвоение квалификации по профессии рабочего проводится с участием работодателей. В таком свидетельстве и указывается, согласно ч. 10 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в РФ», присвоение разряда или класса, категории.

В отличие от свидетельства о профессии рабочего, должности служащего действующее законодательство не предусматривает для профессиональной образовательной организации обязанности выдавать выпускникам по образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой на базе основного общего образования, с одновременным получением среднего общего образования, вместе с дипломом о среднем профессиональном образовании также аттестат о среднем общем образовании.

В соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ» получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования. Согласно ч. 7 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в РФ» диплом о среднем профессиональном образовании выдается лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и подтверждает получение среднего профессионального образования.

На основании изложенного, диплом о среднем профессиональном образовании, выданный лицу, получившему среднее профессиональное образование на базе основного общего образования, подтверждает освоение таким лицом образовательной программы среднего профессионального образования с одновременным освоением образовательной программы среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. Профессиональная образовательная организация не выдает дополнительно к диплому о среднем профессиональном образовании аттестат о среднем общем образовании.

При этом в соответствии с ч. 6 ст. 68 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании.

Отдельное прохождение государственной итоговой аттестации по программе среднего общего образования не является обязательным и осуществляется по желанию обучающегося, причем, как правило, в общеобразовательной организации, имеющей государственную аккредитацию по программе среднего общего образования, в которую студент по программе среднего профессионального образования зачисляется в качестве экстерна.

Поскольку выдача дубликатов дипломов о среднем профессиональном образовании вызывает непредвиденные расходы у образовательной организации, связанные, как минимум, с приобретением бланков соответствующих дипломов, то в правоприменительной практике часто возникает вопрос о правомочности взимания платы с выпускников профессиональных образовательных организаций за выдачу им дубликатов документов об образовании и (или) квалификации.

Поскольку действующим законодательством не предусмотрено за данное действие ни взимание платы, ни взимание государственной пошлины, то выдача дубликатов указанных документов должная осуществляться на безвозмездной основе для обратившихся за выдачей дубликата лиц. При этом образовательная организация также не вправе требовать от обратившегося лица каких-либо документов, справок и т.д. кроме его заявления о выдаче дубликата. Также дубликат может выдаваться на указанных условиях неограниченное количество раз.

Еще одним важным вопросом о выдаче дубликатов является вопрос о том, на каком бланке необходимо изготавливать дубликат. Этот вопрос становится особенно актуальным в связи с включением начального профессионального образования в систему среднего профессионального образования, и, как следствие, отменой диплома о начальном профессиональном образовании. Не меньшую актуальность рассматриваемому вопросу придает вхождение в состав Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя, что имело в качестве последствия появление лиц, имеющих документы об образовании и (или) квалификации, выданные по образцу, предусмотренному законодательством Украины, образовательными организациями, расположенными на территории полуострова Крым.

Нормативные правовые акты, устанавливающие образец диплома о начальном профессиональном образовании, а также все аналогичные акты об образце диплома о среднем профессиональном образовании, принятые до 2013 года на настоящий момент утратили силу. Поскольку Республика Крым и город федерального значения Севастополь вошли в состав Российской Федерации, то законодательство Украины, в том числе, устанавливающее требования к формам документов об образовании и (или) квалификации, на их территории больше не действует, так как на данные территории распространяется действие законодательства Российской Федерации.

Соответственно, единственным действующим нормативным правовым актом, устанавливающим образец и описание диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему, как в первом, так и во втором рассмотренных случаях, является приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 531.

Таким образом, в случае обращения выдаются дипломы действующего на момент выдачи дубликата образца.

В случае, если за выдачей дубликата обращается лицо, имеющее начальное профессиональное образование, то ему выдается диплом о среднем профессиональном образовании с учетом требований п. 2 ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в РФ», согласно которой начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

В ситуации, если диплом выдан образовательными организациями, расположенными на территории полуострова Крым, до его вхождения в состав Российской Федерации, то дубликат выдается с учетом требований пунктов 4 и 5 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Согласно указанным нормам профессионально-техническое образование приравнивается к среднему профессиональному образованию, получаемому по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а неполное высшее образование – к среднему профессиональному образованию, получаемому по программам подготовки специалистов среднего звена.

Нормативное регулирование в части применения современных технологий и форм организации обучения в СПО

Возможность реализации образовательных программ в сетевой форме предусмотрена ч. 1 ст. 13 и ст. 15 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Под сетевой формой реализации образовательных программ
(далее – сетевая форма) понимается организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций..

Согласно ст. 15 Федерального закона «Об образовании в РФ» реализация образовательных программ с использованием сетевой формы может осуществляться:

Данная норма появилась в Федеральном законе «Об образовании в РФ» с целью правового оформления тех отношений, которые сложились на практике, как в сфере общего, так и в сфере профессионального образования. При этом формулировки в Федеральном законе «Об образовании в РФ» носят общий характер, устанавливая рамочное регулирование института сетевого взаимодействия при осуществлении образовательной деятельности. При реализации данной статьи возникает целый ряд правоприменительных сложностей, требующих отдельного рассмотрения и решения. Однако перспективность использования сетевой формы вряд ли может быть оспорена.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об образовании в РФ» в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Таким образом, перечень организаций, привлекаемых к реализации образовательных программ в сетевой форме является открытым. К реализации образовательной программы в рассматриваемой форме могут быть привлечены и непоименованные выше организации.

При реализации основных образовательных программ среднего профессионального образования в сетевой форме двумя и более образовательными организациями каждая из них должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по соответствующей профессии или специальности. Исключением из этого правила могут быть случаи реализации одной образовательной организацией дисциплин (модулей), относящиеся к базовой части образовательной программы, которые согласно федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) имеют одно и тоже содержание по разным профессиям, специальностям, направлении подготовки (например, дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту). В таком случае для организации, реализующей в рамках сетевой формы такие дисциплины (модули), достаточно наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по любой из профессий, специальностей среднего профессионального образования, которые предусматривают согласно ФГОС освоения данных дисциплин (модулей).

При этом в соответствии с пунктом 17 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, при намерении лицензиата оказывать образовательные услуги по реализации новых образовательных программ посредством сетевой формы в лицензирующий орган предоставляется копия договора между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, участвующими в сетевой форме реализации образовательных программ.

Согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в РФ» для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы. Утверждение совместных образовательных программ осуществляется руководителем организации (уполномоченным им лицом) либо коллегиальным органом управления (например, педагогическим советом) каждой образовательной организации в соответствии с их уставами.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об образовании в РФ» в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся, осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

При сетевой форме обучающиеся, как правило, принимаются в одну из профессиональных образовательных организаций (далее – базовая организация), в соответствии с установленным порядком приема по программам среднего профессионального образования. Другие организации, осуществляющие образовательную деятельность и участвующие в сетевой форме, реализуют предусмотренную договором часть образовательной программы (оказывают образовательные услуги) в отношении указанных студентов и направляют необходимую информацию в базовую организацию для зачета освоения соответствующих учебных предметов, дисциплин, модулей.

Образовательная деятельность, осуществляемая в рамках сетевой формы, является возмездной, в том числе, когда обучающиеся приняты в базовую организацию за счет средств бюджетных ассигнований. В связи с этим договор о сетевой форме должен содержать элементы договора оказания платных образовательных услуг, предусмотренные ст. 54 Федерального закона «Об образовании в РФ» (стоимость обучения и порядок оплаты).

На практике наиболее распространен вариант реализации образовательной программы совместно двумя (редко больше) образовательными организациями. В условиях реализации программ высшего образования это означает, что студент поступает и зачисляется в одну профессиональную образовательную организацию, в которой он осваивает основную часть образовательной программы, но при этом часть дисциплин (модулей) изучается в другой профессиональной образовательной организации, в которой, области. При этом основная профессиональная образовательная организация зачитывает результаты освоения данных дисциплин.

На самом деле такая практика имеет большую историю, однако, в несколько иной организационно-правовой форме. Фактически предшественником сетевой формы в данном варианте (и возможным аналогом на сегодняшний день) является приглашение преподавателей в соответствующей области из других образовательных организаций на условиях совместительства или почасовой оплаты труда. Очевидно, что в данном случае преподаватель будет использовать все те наработки, которые были сделано в той образовательной организации, где он работает по основному месту. Сетевая форма реализации образовательной программе позволяет исключить необходимость перегрузки преподавателей, транспортных издержек, конфликта интересов, дает возможность использовать материально-техническую базу образовательной организации, что наиболее актуально в инженерной и технологической сферах.

Представляется, что использование сетевой формы реализации образовательных программ не исчерпывается описанным, достаточно простым, вариантом, а может быть существенно расширенно за счет новых механизмов сетевого взаимодействия с использованием дистанционных образовательных технологий.

Исходя из ст. 15, ст. 30 и иных статей Федерального закона «Об образовании в РФ», содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения, разработка и реализация образовательных программ в сетевой форме должна повлечь за собой внесение соответствующих изменений и дополнений в локальные акты профессиональной образовательной организации, регламентирующие:

Также рекомендуется урегулировать в локальных нормативных актах следующие вопросы:

предоставления общежития в период освоения части (частей) образовательной программы в другой организации, а также иные вопросы, связанные с особенностями реализации совместной образовательной программы3.2.Статус обучающихся при сетевых формах реализации образовательных программ

Еще одним вопросом, который необходимо рассмотреть в данном параграфе является вопрос о статусе обучающихся при сетевых формах реализации образовательных программ.

Обучающиеся, по результатам приёма зачисляются в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательной программе в сетевой форме.

Обучающиеся не отчисляются на период пребывания в иной организации, поскольку указанное пребывание является частью образовательной программы, реализуемой в сетевой форме, на которую зачислены обучающиеся.

 Образовательные организации-партнеры, реализуют предусмотренную договором часть образовательной программы и направляют необходимую информацию в образовательную организацию для выставления промежуточной аттестации по соответствующим дисциплинам (модулям) и практикам.

Документ об образовании и (или) квалификации обучающемуся выдается той организацией и по той образовательной программе, в которую он был принят на обучение. Освоение части образовательной программы в иной образовательной организации подтверждается справкой об обучении.

Реализация образовательной программы в сетевой форме не влияет на срок освоения образовательной программы, который устанавливается в соответствии с ФГОС.

Обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, в том числе реализуемым в сетевой форме, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе» в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных ФГОС сроков получения образования.

Выплата стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании, обучающимся по образовательной программе в сетевой форме, назначенной в организации зачисления обучающегося, не прекращается в период пребывания обучающегося в иных организациях, участвующих в реализации образовательных программ в сетевой форме.

По решению иных организаций, участвующих в реализации сетевой формы, обучающимся по программе или её дисциплинам (модулям) и практикам может быть назначена дополнительная стипендия или иные денежные выплаты в порядке, определяемом локальными нормативными актами указанных организаций.

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам, реализованным в сетевой форме, и выдача выпускнику документа об образовании и о квалификации проводится в общем порядке, установленном для обучающихся образовательной организации, в которую он был зачислен.

Включение в состав аттестационных комиссий представителей организации-партнера, а также сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам, реализуемым в сетевой форме, регулируются образовательными организациями самостоятельно.

Нормативно-правовое регулирование мер социальной поддержки обучающихся по программам СПО

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 настоящего Федерального закона;

5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

6) предоставление в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации порядке образовательного кредита;

7) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

Пожалуй, наиболее часто встречающийся пул вопросов, касающихся мер социальной поддержки студентов профессиональных образовательных организаций, связан с их стипендиальным обеспечением.

В соответствии с ч. 7 ст. 36 Федерального закона «Об образовании в РФ» порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

На федеральном уровне регулированию данных вопросов посвящен Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 г. № 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (далее – Порядок назначения стипендии).

Так как подавляющее большинство профессиональных образовательных организаций являются организациями субъектов Российской Федерации, то Порядок назначения стипендии на их студентов не распространяется, однако, как правило Порядок назначения стипендии воспроизводится в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации без каких-либо существенных изменений. Данное обстоятельство предоставляет возможность рассмотреть ряд наиболее часто встречающихся проблемных ситуаций, опираясь на Порядок назначения стипендии, при этом не привлекая нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Одним из таких вопросов является вопрос о возможности получения академической стипендии студентом профессиональной образовательной организации, находящимся в академическом отпуске в связи с призывом в Вооруженные Силы РФ.

Основанием для выплаты государственной академической стипендии является соответствие студента установленным требованиям: отсутствие по итогам промежуточной аттестации оценки "удовлетворительно" и отсутствие академической задолженности.

Основание для прекращения выплаты государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии является отчисление обучающегося из образовательной организации, а для государственной академической стипендии также – получение студентом оценки «удовлетворительно» во время прохождения промежуточной аттестации, или образования у студента академической задолженности (п. 13 – 14 Порядка назначения стипендии).

В соответствии с п. 16 Порядка назначения стипендии нахождение обучающегося в академическом отпуске, а также отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не является основанием для прекращения выплаты назначенной обучающемуся государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, стипендии слушателям подготовительных отделений.

Таким образом, если до предоставления академического отпуска студент соответствовал установленным требованиям и получал государственную академическую стипендию или государственную социальную стипендию, то такая стипендия будет выплачиваться и в период нахождения в соответствующем отпуске.

Нахождение в отпусках не образует академическую задолженность и получение оценки «удовлетворительно» по итогам промежуточной аттестации.

Соответственно, рассматриваемый студент будет продолжать получать академическую стипендию, даже если он находится в академическом отпуске.

Еще одним вопросом, который необходимо рассмотреть, является вопрос о том, выплачивается ли стипендия студентам в период предоставления каникул после прохождения итоговой аттестации.

Согласно ч. 17 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования. Данные каникулы относятся к периоду обучения, поэтому обучающиеся в данное время обладают всеми правами, предусмотренными законодательством об образовании, включая право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ч. 2 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона «Об образовании в РФ» порядок назначения студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 Порядка назначения стипендии выплата государственной академической стипендии и государственной социальной стипендии студентам прекращается с момента отчисления обучающегося из образовательной организации.

Таким образом, до момента отчисления, в том числе, в период предоставления каникул после прохождения итоговой аттестации, студентам выплачивается и государственная академическая, и государственная социальная стипендии.

Тесно примыкает к предыдущему вопросу вопрос о том, на какой период можно предоставить такие каникулы. Рассмотрим данный вопрос на конкретном примере. Допустим, что по программе среднего профессионального образования нормативный срок обучения составляет 3 года и 10 месяцев, а защита дипломной работы происходит 28 - 30 июня.

Как уже отмечалось, в соответствии с ч. 17 ст. 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучающимся по основным профессиональным образовательным программам после прохождения итоговой аттестации предоставляются по их заявлению каникулы в пределах срока освоения соответствующей основной образовательной программы, по окончании которых производится отчисление обучающихся в связи с получением образования.

Таким образом, если срок освоения данной образовательной программы среднего профессионального образования составляет 3 года и 10 месяцев, то каникулы могут быть предоставлены на период до 30 июня.

Отметим, что согласно ч. 4 ст. 11 Федерального закона «Об образовании в РФ» сроки получения профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся, устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами.

Следующая ситуация, которую необходимо рассмотреть, связана с предоставлением академического отпуска. На практике иногда складывается ситуация, когда студентка хочет взять академический отпуск, чтобы осуществлять уход за ребенком на два года, а в локальных нормативных актах профессиональной образовательной организации установлен максимальный срок академического отпуска один год.

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в РФ» обучающийся имеет право на академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами.

Следует отметить, что нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями и дополнениями), не препятствует продолжению получения образования (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Если студентка не намерена получать образование в период отпуска по уходу за ребенком, то она должна получить на этот период академический отпуск. Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июня 2013 года № 455. В соответствии с п. 2 данного Порядка академический отпуск предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы среднего профессионального или высшего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – организация), по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам на период времени, не превышающий двух лет.

Таким образом, такой студентке предоставляется академический отпуск в связи с уходом за ребенком. Срок предоставления одного отпуска ограничен двумя годами, однако согласно п. 3 Порядка академический отпуск предоставляется обучающемуся неограниченное количество указанного Порядка академический отпуск предоставляется обучающемуся неограниченное количество раз. Таким образом, студентка может получить и еще один академический отпуск сроком на один год в связи с уходом за ребенком.

Основанием для принятия решения о предоставлении академического отпуска является личное заявление студентки и документы, подтверждающие основание предоставления академического отпуска (например, свидетельство о рождении ребенка) (п. 4 Порядка).

Следует отметить, что студентка имеет право в любой момент прервать свой академический отпуск и продолжить обучение, это не повлияет на выплату ей пособия по уходу за ребенком.

Нормативно-правовое регулирование получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

 Одним из основных вопросов, связанных с получением среднего профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, является вопрос о возможности приема таких лиц на обучение по профессиональным образовательным программам, предъявляющим требования к состоянию здоровья обучающихся.

В соответствии с ч. 7 ст. 55 Федерального закона «Об образовании в РФ» при приеме на обучение по основным профессиональным образовательным программам по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующим должности, профессии или специальности.

Во исполнение данной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 697 утвержден Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности.

Однако ни Федеральным законом «Об образовании в РФ», ни Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36, ни каким-либо еще нормативным правовым актом не установлен запрет на прием лиц, которым по результатам обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) не рекомендовано обучение по соответствующей образовательной программе.

Поскольку запретов на прием по данным образовательным программам лиц с ограниченными возможностями здоровья не установлено, то следует руководствоваться одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, закрепленного в п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании в РФ»: обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Иначе говоря, профессиональная образовательная организация обязана принять на обучение даже тех абитуриентов, которым обучение по соответствующим образовательным программам не рекомендовано по состоянию здоровья.

Соответственно, рассматриваемые лица будут приняты и начнут осваивать теоретический курс, однако с прохождением практики у них возникнут проблемы. Разберем данную ситуацию на конкретном примере. Допустим, что на обучение по специальности «130405. Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» поступило лицо, страдающее инсулинозависимым диабетом. Данная специальность включена в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 697.

Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н.

В качестве дополнительного медицинского противопоказания для подземных работ данным перечнем установлены болезни эндокринной системы, требующие постоянной коррекции. Соответственно, рассматриваемое лицо не сможет быть допущенным к подземным работам, а, следовательно, не сможет пройти практику.

Вместе с тем, в соответствии с п. 24 Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291, обучающиеся, не прошедшие практику или получившие отрицательную оценку, не допускаются к прохождению государственной итоговой аттестации.

Таким образом, лицу с ограниченными возможностями здоровья, которое имеет медицинские противопоказания к определенным видам деятельности, соответствующим определенной образовательной программе среднего профессионального образования, при соответствии всем остальным требованиям, предъявляемым к поступающим, не может быть отказано в приеме. Однако завершить обучение по такой программе лицо с медицинскими противопоказаниями не сможет, так как не будет допущено к прохождению практики, а значит и к государственной итоговой аттестации.

Рекомендуется в случае обнаружения среди поступающих на рассматриваемые образовательные программы лиц с медицинскими противопоказаниями к соответствующим работам уведомить их в письменном виде под подпись о возможных последствиях. Однако в любом случае рекомендуется, по возможности не допускать подобных случаев путем проведения разъяснительной и профориентационной работы.

Еще одной часто встречающейся проблемой, связанной с получением образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, являются затруднения профессиональных образовательных организаций, связанных с исполнением обязанности, установленной ч. 10 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в РФ». В соответствии с данной нормой профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Следует обратить внимание на то, что данная норма подразумевает, что ни одному лицу с ограниченными возможностями здоровья не может быть отказано в приеме в профессиональную образовательную организацию по причине отсутствия в ней необходимых условий для получения образования обучающими с ограниченными возможностями здоровья. Данная позиция также отражена в письме Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 апреля 2015 г. № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья». Согласно данному письму отсутствие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "и" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. Таким образом, создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью указанных образовательных организаций, и лицу с ограниченными возможностями здоровья не может быть отказано в приеме на основании того, что в данной образовательной организации отсутствуют специальные условия для получения образования.

Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса, утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации 26 декабря 2013 г. № 06-2412вн и направлены письмом от 18 марта 2014 г. № 06-281 «О направлении Требований».

При этом следует отметить, что специальные условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы независимо от наличия соответствующих обучающихся. Кроме этого, ч. 10 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» не предусматривает каких-либо исключений даже, например, для военных профессиональных образовательных организаций. Отсутствие исключений в данном случае представляется необоснованным в связи с чем, предлагается в ст. 79 Федерального закона «Об образовании» оговорить случаи, когда требования ч. 10 ст. 79 не применяются.