О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 5 декабря 2017 г. № 06-1793

Во исполнение комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 - 2020 годы от 27 июня 2016 г. № 4455-П8, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец, Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО (далее - Департамент) направляет для сведения и организации работы методические рекомендации по организации прохождения обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования, в том числе с использованием инфраструктуры профессиональных образовательных организаций.

Директор Департамента
И.А.ЧЕРНОСКУТОВА

 

Приложение

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОХОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ ОДНОВРЕМЕННО С ПОЛУЧЕНИЕМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФРАСТРУКТУРЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Общие положения

Прохождение обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования регламентируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный № 28395) (далее - Порядок № 292); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 ноября 2013 г., регистрационный № 30067).

Согласно пункту 6 Порядка № 292 к освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости).

Организациям, осуществляющим образовательную деятельность, при выборе программ профессионального обучения следует учитывать предусмотренные профессиональными стандартами для различных профессий и должностей ограничения по возрасту, полу, состоянию здоровья и др.

Особенности организации труда несовершеннолетних регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 42 "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет"). Статьей 265 Трудового кодекса Российской Федерации установлены виды работ, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет. Так, запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет:

на работах с вредными и (или) опасными условиями труда,

на подземных работах,

на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163.

Необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности условий труда подростков в возрасте от 14 до 18 лет и условия прохождения производственного обучения (производственной практики), в том числе учащимися общеобразовательных организаций, с целью обеспечения безопасных и безвредных условий трудового процесса, не оказывающих неблагоприятного влияния на рост, развитие и состояние здоровья подростков, установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. № 58.

Не может осуществляться обучение по программам профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования, если данная рабочая профессия (должность служащего) предполагает выполнение указанных выше работ. Так, например, для несовершеннолетних обучающихся не может быть организовано профессиональное обучение по следующим профессиям (должностям):

11717 Горнорабочий подземный

14008 Машинист подземных самоходных машин

11706 Горномонтажник подземный

14010 Машинист подземных установок

19195 Электрослесарь подземный

19912 Электрослесарь-монтажник подземного горнопроходческого оборудования

23624 Крупье

10329 Аппаратчик коньячного производства

13243 Купажист по табакам

11465 Водолаз

Прохождение обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования может быть организовано в двух формах:

1) в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования;

2) путем реализации отдельной программы профессионального обучения для обучающихся по программе среднего общего образования.

Организация профессионального обучения по профессиям
рабочих, должностям служащих в пределах освоения
образовательной программы среднего общего образования

В соответствии с частью 5 статьи 73 Закона об образовании профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно. Кроме того, согласно части 2 статьи 78 Закона об образовании иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.

В соответствии с пунктом 18.3.1 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от 7 июня 2012 г., регистрационный № 24480), образовательная организация обеспечивает реализацию при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда.

Таким образом, предоставление профессионального обучения в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования осуществляется при наличии необходимых условий. Данные условия могут быть созданы как самой образовательной организацией, реализующей образовательную программу среднего общего образования, либо с использованием ресурсов других организаций, осуществляющих образовательную деятельность посредством сетевой формы реализации образовательных программ (статья 15 Закона об образовании).

В реализации программы среднего общего образования с использованием сетевой формы могут участвовать профессиональные образовательные организации, обладающие необходимой инфраструктурой для реализации части такой программы, обеспечивающей прохождение профессионального обучения. В этом случае общеобразовательная организация и профессиональная образовательная организация совместно разрабатывают и утверждают основную образовательную программу среднего общего образования, предусматривающую получение обучающимися профессионального обучения.

Согласно части 2 статьи 15 Закона об образовании использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями.

В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Несмотря на то что Закон об образовании не предусматривает в качестве существенного условия договора о сетевой форме реализации образовательных программ определение финансовых условий такого договора, образовательные организации должны согласовать, каким образом и в каком объеме будет осуществляться финансовое обеспечение деятельности профессиональной образовательной организации, реализующей часть образовательной программы среднего общего образования. С учетом того, что в рамках государственного (муниципального) задания общеобразовательная организация получает субсидию на реализацию образовательной программы среднего общего образования в полном объеме, финансирование прохождения профессионального обучения в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования должно осуществляться именно за счет средств данной субсидии.

В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона об образовании нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ, а также с учетом иных особенностей, предусмотренных Законом об образовании. Таким образом, предоставление профессионального обучения может рассматриваться как отдельный профиль образовательной программы среднего общего образования либо как особенность, предусмотренная частью 5 статьи 73 Закона образовании. Следовательно, при утверждении органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов финансового обеспечения реализации основной образовательной программы среднего общего образования может быть введен корректирующий коэффициент, отражающий особенности содержания образовательной программы, либо рассчитано отдельное значение норматива затрат реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования, предусматривающей прохождение обучающимися профессионального обучения.

В связи с этим расходы профессиональной образовательной организации, участвующей в сетевой форме реализации основной общеобразовательной программы среднего общего образования, по предоставлению профессионального обучения должны быть покрыты за счет средств, полученных общеобразовательной организацией на реализацию всей указанной программы. Расчет стоимости предоставления профессионального обучения может быть произведен нормативным способом (пропорциональной объему реализуемой образовательной программы в часах, с учетом установленных корректирующих коэффициентов (при наличии) либо затратным способом (путем калькуляции расходов профессиональной образовательной организации на реализацию программы среднего общего образования в части профессионального обучения).

Государственные (муниципальные) общеобразовательные учреждения, заключая договор о сетевой форме реализации образовательных программ, предусматривающий оплату с их стороны реализации части основной общеобразовательной программы среднего общего образования, должны учитывать положения законодательства о закупках товаров, работ и услуг. Правовая регламентация осуществления закупок зависит от типа государственного (муниципального) учреждения. Если государственное (муниципальное) образовательное учреждение относится к типу казенного или бюджетного учреждения, то договор о сетевой форме реализации образовательных программ заключается с учетом норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в случае типа автономного учреждения применяется Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В соответствии с частью 1 статьи 91 Закона об образовании лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Прохождение профессионального обучения в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования не требует отдельного лицензирования при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности по уровню среднего общего образования. Однако в случае, если организация, осуществляющая образовательную деятельность, планирует проводить итоговую аттестацию обучающихся, проходящих профессиональное обучение в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования в форме квалификационного экзамена, и по его результатам выдавать свидетельство о профессии рабочего (должности служащего), то необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности по программам профессионального обучения.

Если прохождение профессионального обучения в пределах образовательной программы среднего общего образования осуществляется с использованием сетевой формы, то образовательная организация, реализующая программу среднего общего образования в части профессионального обучения, должна иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам среднего общего образования.

Реализация отдельной программы профессионального обучения
для обучающихся по программе среднего общего образования

Прохождение обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования может быть организовано путем реализации отдельной (самостоятельной) основной образовательной программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

В таком случае прохождение профессионального обучения осуществляется вне рамок основной общеобразовательной программы среднего общего образования. Программа профессиональной подготовки может быть реализована организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности по виду образования "профессиональное обучение". При этом места осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения в лицензии не указываются.

Такой подход к организации процесса профессионального обучения позволяет оптимизировать выбор площадок для реализации основных программ профессионального обучения, упростить изменение места реализации образовательной программы. Вместе с тем необходимо отметить, что отсутствие в лицензии на осуществление образовательной деятельности указания мест осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения не освобождает лицензиата от необходимости соблюдать все лицензионные требования, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, в том числе и требования о наличии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (подпункт "а" пункта 6 указанного Положения).

Учредитель вправе осуществлять финансирование профессионального обучения в качестве отдельной государственной (муниципальной) услуги. При этом должен быть произведен расчет нормативных затрат на реализации программы профессиональной подготовки по соответствующим профессиям, должностям служащих. Нормативные затраты могут быть дифференцированы в зависимости от соответствующих профессий, должностей служащих. Учредителем может быть определен перечень профессий рабочих, должностей служащих, обучение по которым может осуществляться за счет средств бюджетных ассигнований соответствующего бюджета.

При организации прохождения профессионального обучения путем реализации отдельной программы профессиональной подготовки получать соответствующее государственное задание могут непосредственно профессиональные образовательные организации, обладающие необходимыми материально-техническими и кадровыми ресурсами. В этом случае взаимодействие общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы среднего общего образования, и профессиональных образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы профессионального обучения, реализуется посредством совместного формирования графиков обучения и расписаний занятий, позволяющих обучающимся пройти профессиональное обучение одновременно с получением среднего общего образования.

Примером реализации данной формы прохождения обучающимися профессионального обучения одновременно с получением среднего общего образования является проект "Профессиональное обучение без границ", реализуемый Департаментом образования города Москвы.