В мировой практике сложилось множество разнообразных моделей, форм, типов и конкретных вариантов реализации партнерских отношений между государством и бизнесом. В зарубежных странах довольно часто термин «public private partnership» употребляется практически для любых форм сотрудничества государственной власти и частного бизнеса.

В российской и международной практиках системы образования используются три основных механизма сотрудничества частного сектора и системы образования — это благотворительность, социальное партнерство и государственно-частное партнерство.

С 01.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о ГЧП).

Данным законом введено понятие государственно-частного партнерства, (муниципально-частного партнерства) (далее – ГЧП). В соответствии со статьей 3 ГЧП является юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП, заключенного в соответствии с Законом о ГЧП в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

При этом закон не раскрывает понятия «объединение ресурсов», а также «распределение рисков».

В законе о ГЧП отсутствует указание на то, что целью ГЧП является извлечение прибыли.

В качестве публичного партнера может выступать либо уполномоченный на это государственный орган власти, либо уполномоченный на это орган местного самоуправления, в соответствии с чем партнерство будет считаться государственным либо муниципальным.

В качестве частного партнера может выступать частное юридическое лицо. При этом нормативно закреплены ограничения в отношении частных партнеров (статья 5 Закона о ГЧП). Таковыми не могут являться, а также участвовать на стороне частного партнера следующие лица:

1) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

2) государственные и муниципальные учреждения;

3) публично-правовые компании и иные создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов юридические лица;

4) хозяйственные товарищества и общества, хозяйственные партнерства, находящиеся под контролем Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

5) дочерние хозяйственные общества, находящиеся под контролем указанных в пунктах 1 - 4 организаций;

6) некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями в форме фондов;

7) некоммерческие организации, созданные указанными в пунктах 1 - 6 организациями в форме фондов.

Таким образом образовательные организации, в том числе профессиональные, не могут быть стороной ГЧП.

В качестве требования к содержанию предмета соглашения о ГЧП в статье 12 указано, что «частный партнер обязуется создать полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств являющиеся объектом соглашения недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, осуществлять эксплуатацию и (или) техническое обслуживание такого имущества, а публичный партнер обязуется предоставить частному партнеру права владения и пользования им для осуществления указанной в соглашении деятельности и обеспечить возникновение права собственности частного партнера на объект соглашения при условии соблюдения требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и соглашением. По соглашению стороны также обязуются исполнить иные обязательства, которые вытекают из определяющих форму ГЧП элементов соглашения».

Однако формы ГЧП в законе о ГЧП не конкретизированы.

Объектами соглашения о ГЧП в соответствии со статьей 7 могут являться объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социального обслуживания населения.

Указанные объекты также могут быть объектами концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Предложение о реализации проекта ГЧП может быть разработано как частным партнером, так и публичным.

Проект, разработанный публичным партнером направляется им в уполномоченный орган для оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества.

Предложение о реализации проекта ГЧП разработанное частным партнером направляется в адрес публичного партнера. При этом к такому предложению частный партнер прилагает банковскую гарантию на сумму не менее чем 5 % от объема прогнозируемого финансирования проекта.

Публичный партнер в течение 90 дней от даты получения предложения рассматривает его и принимает одно из следующих решений:

1) о направлении предложения о реализации проекта на рассмотрение в уполномоченный орган в целях оценки эффективности и определения его сравнительного преимущества;

2) о невозможности реализации проекта.

Предложение должно содержать:

1) описание проекта и обоснование его актуальности;

2) цели и задачи реализации проекта, определяемые с учетом целей и задач, которые предусмотрены документами стратегического планирования;

3) сведения о публичном партнере;

4) проект соглашения, включающий в себя существенные условия, предусмотренные законом;

5) срок реализации проекта или порядок определения такого срока;

6) оценка возможности получения сторонами соглашения дохода от реализации проекта;

7) прогнозируемый объем финансирования проекта, в том числе прогнозируемый объем финансирования проекта за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и объем частного финансирования, в том числе необходимый объем собственных средств частного партнера и (или) необходимый объем заемного финансирования, а также планируемый срок погашения кредитов и займов в случае, если предусматривается заемное финансирование;

8) описание рисков (при их наличии), связанных с реализацией проекта;

9) сведения об эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества;

10) иные определенные Правительством Российской Федерации сведения.

Требования к форме и содержанию предложения конкретизированы Правительством Российской Федерации в Постановлении от 19.12.2015 № 1386 «Об утверждении формы предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства, а также требований к сведениям, содержащимся в предложении о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства». Правила рассмотрения публичным органом предложения частного партнера о реализации проекта государственного (муниципального) партнерства также установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 19.12.2015 № 1388 «Об утверждении Правил рассмотрения публичным партнером предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муниципально-частного партнерства».

Перечень оснований для принятия публичным партнером отрицательного решения о реализации проекта установлен в Законе о ГЧП:

1) предложение о реализации проекта не соответствует принципам ГЧП;

2) предложение о реализации проекта не соответствует установленной Правительством Российской Федерации форме такого предложения о реализации проекта;

3) содержание проекта не соответствует требованиям, установленным законом о ГЧП;

4) эксплуатация, и (или) техническое использование, и (или) передача в частную собственность объекта соглашения не допускаются в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации и (или) муниципальным правовым актом;

5) заключение соглашения в отношении указанного в предложении о реализации проекта объекта соглашения не допускается или в отношении этого объекта уже имеются заключенные соглашения;

6) отсутствие средств на реализацию проекта в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в случае, если для реализации проекта требуется выделение средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

7) у публичного партнера отсутствует право собственности на указанный в предложении о реализации проекта объект;

8) указанный в предложении о реализации проекта объект является несвободным от прав третьих лиц;

9) указанный в предложении о реализации проекта объект не требует реконструкции либо создание указанного в предложении о реализации проекта объекта не требуется;

10) инициатор проекта отказался от ведения переговоров по изменению некоторых условий предложения о реализации проекта ГЧП.

Если публичным партнером принято решение о направлении предложения частного партнера в уполномоченный орган, то направлено такое предложение должно быть в течение 10 дней с даты принятия соответствующего решения.

Уполномоченным органом на федеральном уровне является орган государственной власти, установленный Правительством Российской Федерации, на уровне субъекта Российской Федерации - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, установленный решением высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации, на муниципальном уровне уполномоченный орган определяется в соответствии с уставом муниципального образования.

Уполномоченный орган проводит оценку эффективности проекта и определяет его сравнительное преимущество, после чего готовит и направляет публичному партнеру заключение на предложение о реализации проекта ГЧП (положительное или отрицательное).

Оценка эффективности проекта проводится перед рассмотрением на предмет его сравнительного преимущества по следующим критериям:

1) финансовая эффективность проекта ГЧП;

2) социально-экономический эффект от реализации проекта ГЧП, рассчитанный с учетом целей и задач, определенных в соответствующих документах стратегического планирования.

Порядок такой оценки также регулируется Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.11.2015 № 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества».

Если проект признан эффективным, уполномоченный орган определяет его сравнительное преимущество - это преимущество в использовании средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для реализации проекта, перед использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для реализации ГЧП, при условии, что цена товара, работы, услуги, количество товара, объем работы или услуги, качество поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, иные характеристики товара, работы, услуги при реализации проекта равны цене товара, работы, услуги, количеству товара, объему работы или услуги, качеству поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, иным характеристикам товара, работы, услуги при реализации государственного контракта, муниципального контракта.

Сравнительное преимущество проекта определяется на основании соотношения следующих показателей:

1) чистых дисконтированных расходов средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при реализации проекта ГЧП и чистых дисконтированных расходов при реализации государственного контракта, муниципального контракта;

2) объема принимаемых публичным партнером обязательств в случае возникновения рисков при реализации проекта ГЧП и объема принимаемых таким публично-правовым образованием обязательств при реализации государственного контракта, муниципального контракта.

Срок оценки эффективности проекта ГЧП и определения его сравнительного преимущества не должен превышать 180 дней. При этом сторонами могут вестись переговоры, связанные с рассмотрением проекта, с соблюдением правил, установленных Правительством Российской Федерации в Постановлении от 03.12.2015 № 1309 «Об утверждении Правил проведения уполномоченным органом переговоров, связанных с рассмотрением предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства на предмет оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества».

Отрицательное заключение уполномоченного органа может быть обжаловано частным партнером в судебном порядке.

Если по итогам рассмотрения проекта ГЧП получено положительное заключение от уполномоченного органа, то оно направляется публичным партнером в уполномоченный по закону на принятие решения о реализации проекта ГЧП орган в течение 5 дней с даты получения соответствующего заключения.

Полномочия по принятию решения о реализации проекта распределяются между органами публичной власти в зависимости от того, кто выступает публичным партнером:

1) Российская Федерация - Правительство Российской Федерации;

2) субъект Российской Федерации - высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

3) муниципальное образование - глава муниципального образования.

Решение о реализации проекта ГЧП содержит:

1) цели и задачи реализации проекта;

2) публичный партнер, а также перечень органов и юридических лиц, выступающих на стороне публичного партнера, в случае, если предполагается передача отдельных прав и обязанностей публичного партнера таким органам и юридическим лицам;

3) существенные условия соглашения с частным партнером;

4) значения критериев эффективности проекта и значения показателей его сравнительного преимущества, на основании которых получено положительное заключение уполномоченного органа;

5) вид конкурса (открытый конкурс или закрытый конкурс), а также перечень лиц, которым направляются приглашения принять участие в конкурсе (в случае проведения закрытого конкурса);

6) критерии конкурса и параметры критериев конкурса;

7) конкурсная документация или порядок и сроки ее утверждения;

8) сроки проведения конкурса на право заключения соглашения или в случае проведения совместного конкурса - соглашений;

9) срок и порядок размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, сообщения о проведении открытого конкурса, определенные Правительством Российской Федерации, или в случае проведения закрытого конкурса срок направления определенным решением о реализации проекта лицам уведомления о проведении закрытого конкурса и приглашения принять участие в закрытом конкурсе;

10) порядок и сроки заключения соглашения (в случае проведения совместного конкурса - соглашений);

11) состав конкурсной комиссии и порядок его утверждения.

Проведение конкурса на право заключения соглашения о реализации проекта ГЧП организует публичный партнер на основании указанного выше решения. Срок подготовки такого конкурса и его проведения не должен превышать 180 дней.

Решение о реализации проекта ГЧП публикуется в сети Интернет в открытом доступе для того, чтобы потенциальные участники конкурса могли узнать о его проведении и подать заявки на участие. Форма заявки и порядок ее направления публичному партнеру установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 № 1387 «О порядке направления публичному партнеру заявления о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве».

При этом такая заявка должна быть обеспечена банковской гарантией в размере не менее чем 5% от суммы планируемого финансирования проекта.

Если в течение 45 дней от даты размещения данного решения поступило менее двух заявок на участие в конкурсе, то торги не проводятся, а соглашение о реализации проекта ГЧП заключается с частным партнером, который подготовил и представил исходное предложение о реализации ГЧП. Однако если представлено две и более заявок, то проводятся торги в порядке, предусмотренном Законом, а также в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

С победителем конкурса публичный партнер заключает соглашение о реализации проекта ГЧП. После этого частный партнер приступает к реализации проекта в соответствии с условиями соглашения.

Вышеуказанная процедура является довольно громоздкой и длительной и применяется независимо от вида объекта строительства.

В целях повышения популярности ГЧП целесообразным представляется отказ от избыточных бюрократических процедур и ускорение процессов принятия решений особенно в отношении региональных и муниципальных проектов.

Полномочия органов публичной власти в отношении ГЧП установлены главой 4 Закона о ГЧП, а также статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Полномочия Правительства Российской Федерации:

1) установление формы предложения о реализации проекта, а также требования к предложению о реализации проекта;

2) установление порядка оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества уполномоченным органом;

3) установление порядка осуществления контроля соблюдения частным партнером условий соглашения;

4) принятие решения о реализации проекта государственно-частного партнерства, публичным партнером в котором является Российская Федерация, либо проекта государственно-частного партнерства, в отношении которого планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации;

5) осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом о ГЧП и другими федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Полномочия Министерства экономического развития Российской Федерации:

1) обеспечение межведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации соглашения о государственно-частном партнерстве, если публичным партнером является Российская Федерация либо планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации;

2) установление порядка мониторинга реализации соглашений;

3) утверждение методики оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества;

4) оценка эффективности проекта государственно-частного партнерства и определение его сравнительного преимущества, если публичным партнером в соглашении является Российская Федерация;

5) согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, публичным партнером в котором является Российская Федерация;

6) осуществление мониторинга реализации соглашений;

7) содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения;

8) ведение реестра заключенных соглашений;

9) методическое сопровождение деятельности, связанной с подготовкой проектов, разработкой, реализацией и прекращением соглашений;

10) обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о государственно-частном партнерстве в случае, если публичным партнером в соглашении является Российская Федерация;

11) осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом о ГЧП, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Решение о реализации проекта ГЧП на уровне субъекта Российской Федерации принимается его высшим органом исполнительной власти. Этот же орган государственной власти субъекта определяет орган исполнительной власти, который будет осуществлять следующие полномочия:

1) обеспечение межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором является субъект Российской Федерации, либо соглашения о ГЧП, в отношении которого планируется проведение совместного конкурса с участием субъекта Российской Федерации (за исключением случая, в котором планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации);

2) оценка эффективности проекта ГЧП, публичным партнером в котором является субъект Российской Федерации, и определение сравнительного преимущества этого проекта;

3) согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором является субъект Российской Федерации;

4) осуществление мониторинга реализации соглашений;

5) содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о ГЧП;

6) ведение реестра заключенных соглашений;

7) обеспечение открытости и доступности информации о заключенных соглашениях о ГЧП, если публичным партнером в соглашении является субъект Российской Федерации;

8) представление в определенный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти результатов мониторинга реализации соглашения, публичным партнером в обязательствах по которому является субъект Российской Федерации, либо соглашения, заключенного на основании проведения совместного конкурса с участием субъекта Российской Федерации, либо соглашения о муниципально-частном партнерстве, планируемого, реализуемого или реализованного на территории муниципального образования, входящего в состав соответствующего субъекта Российской Федерации;

9) осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом о ГЧП, другими федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Если публичным партнером выступает муниципальное образование, то решение о реализации проекта ГЧП принимает его глава, который также в соответствии с уставом муниципального образования определяет орган местного самоуправления, который будет осуществлять следующие полномочия:

1) обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства;

2) согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве;

3) осуществление мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве;

4) содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве;

5) ведение реестра заключенных соглашений о муниципально-частном партнерстве;

6) обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о муниципально-частном партнерстве;

7) представление в уполномоченный орган результатов мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве;

8) осуществление иных полномочий, предусмотренных Законом о ГЧП, другими федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.

После проведения конкурса, а если конкурс не проводился в установленный законом срок, между публичным и частным партнерами заключается соглашение о ГЧП (далее - соглашение).

В соглашение входят следующие обязательства частного партнера:

1) создать полностью или частично за счет собственных либо привлеченных средств являющиеся объектом соглашения, технологически связанные между собой недвижимое имущество и (или) недвижимое имущество и движимое имущество;

2) осуществлять эксплуатацию и (или) техническое обслуживание такого имущества в соответствии с условиями соглашения.

Обязательства публичного партнера:

1) предоставить частному партнеру права владения и пользования созданным в рамках партнерства недвижимым имуществом для осуществления указанной в соглашении деятельности;

2) обеспечить возникновение права собственности частного партнера на объект соглашения при условии соблюдения требований Закона о ГЧП и условий соглашения.

Кроме того, в обязательном порядке в соглашение должны быть включены следующие положения:

1) элементы соглашения о ГЧП, определяющие форму ГЧП, а также обязательства сторон соглашения, вытекающие из этих элементов;

2) значения критериев эффективности проекта и значения показателей его сравнительного преимущества, на основании которых получено положительное заключение уполномоченного органа, а также обязательства сторон по реализации соглашения в соответствии с этими значениями;

3) сведения об объекте соглашения, в том числе его технико-экономические показатели;

4) обязательство публичного партнера предоставить частному партнеру предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, объекты недвижимого имущества (в том числе земельный участок или земельные участки) и (или) недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой;

5) срок и (или) порядок определения срока действия соглашения;

6) условие и порядок возникновения права частной собственности на объект соглашения;

7) обязательства сторон соглашения обеспечить осуществление мероприятий по исполнению соглашения, в том числе исполнению обязательств, вытекающих из элементов соглашения, в соответствии с графиками осуществления каждого мероприятия в предусмотренные этими графиками сроки, а также порядок осуществления таких мероприятий;

8) порядок и сроки возмещения расходов сторон соглашения, в том числе в случае его досрочного прекращения;

9) способы обеспечения исполнения частным партнером обязательств по соглашению (предоставление банком или иной кредитной организацией независимой гарантии (банковской гарантии), передача публичному партнеру в залог прав частного партнера по договору банковского счета, страхование риска ответственности частного партнера за нарушение обязательств по соглашению), размеры предоставляемого финансового обеспечения и срок, на который оно предоставляется;

10) обязательства сторон в связи с досрочным прекращением соглашения, обязательства сторон в связи с заменой частного партнера, в том числе обязательство частного партнера передать находящийся в его собственности объект соглашения публичному партнеру в случаях, предусмотренных Законом о ГЧП и соглашением;

11) ответственность сторон соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по соглашению;

12) иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.

Таким образом в соглашении в обязательном порядке должны быть отражены элементы соглашения, а также сопутствующие им обязательства сторон сделки.

К обязательным элементам соглашения законодатель относит следующие элементы:

1) строительство и (или) реконструкцию объекта соглашения частным партнером;

2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения;

3) осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;

4) возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения в соответствии с Законом о ГЧП.

Факультативными элементами соглашения являются:

1) проектирование частным партнером объекта соглашения;

2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;

3) обеспечение публичным партнером частичного финансирования создания частным партнером объекта соглашения, а также финансирование его эксплуатации и (или) технического обслуживания;

4) наличие у частного партнера обязательства по передаче объекта соглашения о ГЧП в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока, но не позднее дня прекращения соглашения.

При этом если объем финансирования, выделяемого частным партнером на создание объекта ГЧП меньше чем совокупный объем финансирования на создание объекта соглашения публичным партнером и рыночная стоимость движимого и (или) недвижимого имущества, передаваемого публичным партнером частному партнеру по соглашению, либо рыночная стоимость передаваемых прав на такое имущество, то к обязательным элементам соглашения также относится обязанность частного партнера по передаче объекта соглашения в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока, но не позднее дня прекращения соглашения.

После постройки и введения в эксплуатацию объект соглашения переходит в собственность частного партнера. Условия такого перехода конкретизируются в соглашении.

В соглашении также определяются обязательства сторон на случай его досрочного расторжения. В законе о ГЧП установлено, что соглашение может быть досрочно прекращено по решению суда либо на основании положений самого соглашения.

В соглашении устанавливаются способы обеспечения исполнения обязательств частного партнера по соглашению.

В соглашении отражается срок пользования частным партнером объектом соглашения на праве собственности, а также его обязанность по истечении данного срока передать объект соглашения публичному партнеру в публичную собственность.

Нормативно размер санкций в случае нарушения сторонами обязательств по соглашению не определен, в связи с чем может быть применена договорная неустойка, а также по общему правилу обязательство возмещения причиненных убытков.

В соглашение сторонами могут включаться также и иные существенные условия. Например, в случае, если для реализации проекта по соглашению предполагается передача имущества в аренду, то условие о размере арендной платы либо порядок ее определения должен быть урегулирован в соглашении.

Объем финансового обеспечения, размер государственных или муниципальных гарантий, порядок и условия их предоставления частному партнеру также указываются в соглашении.

В соглашении может быть предусмотрено, что часть прав и обязанностей публичного партнера будут осуществляться уполномоченными им органами и (или) юридическими лицами.

Перечень отдельных прав и обязанностей публичного партнера, которые могут осуществляться уполномоченными им органами и (или) юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1366.

Таким образом для небольших строительных проектов регионального и муниципального значения оформление соглашения о ГЧП является весьма сложной задачей, при этом достижение необходимого частному партнеру результата вполне возможно иными способами, не осложненными столь объемными административными процедурами. В связи с чем в настоящее время проекты ГЧП не часто встречаются в практике, особенно в системе среднего профессионального образования.

Те или иные объекты социальной инфраструктуры застройщики вправе возводить и вне рамок проектов ГЧП по более простым юридическим правилам. Таким образом, целесообразность использования при этом процедуры ГЧП в условиях наличия ряда более простых и привычных юридических альтернатив выглядит пока сомнительной.

В городе Москве реализуются проекты схожие по своим характеристикам с проектами ГЧП в иных отраслях, например - пилотный проект «Доктор рядом», реализуемый в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25 февраля 2013 г. № 100-ПП.

Кроме того, в Москве реализуются проекты, предусматривающие предоставление имущества на праве аренды по льготной ставке для образовательных организаций.

Одной из задач Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» является создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики.

В связи с наличием потребности в образовательных организациях, в том числе профессиональных образовательных организациях, в городе Москве возможна реализация проекта ГЧП по строительству объектов, предназначенных для оказания в них образовательных услуг, либо создание образовательных центров, требующих оснащения дорогостоящим оборудованием, совместно с частным партнером.

В рамках ГЧП перспективным является развитие среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в части создания совместно с частными предприятиями учебных центров по подготовке и переподготовке работников.

Одним из важнейших факторов, тормозящих развитие крупного бизнеса, являются проблемы рынка труда, которые заключаются, в первую очередь, в отсутствии квалифицированных кадров. В колледжах зачастую не хватает современной материально-технической базы для обучения на необходимом для работы на современном предприятии уровне.

Также негативно сказываются на развитии не всегда точный прогноз потребности в подготовке кадров и проблемы адаптации содержания образования к требованиям работодателей.

Рост производства, наряду с новыми технологиями, должны обеспечивать рабочие и инженерные кадры. Оптимальным вариантом является подготовка современных кадров на базе колледжей путем создания условий для интеграции молодежи в современный производственный процесс уже на стадии обучения.

Внедрение ГЧП в сфере среднего профессионального образования позволит сформировать положительный имидж рабочих профессий в молодежной среде.

Таким образом, одним из основных источников развития системы среднего профессионального образования, помимо средств государственного бюджета и доходов самих учреждений от ведения приносящей доход деятельности, должны стать средства работодателей, непосредственно заинтересованных в наличии квалифицированных и эффективных кадров.

Использование проектов ГЧП позволит получить положительный бюджетный и социально-экономический эффект:

  1. ускорение реализации проектов, соответствующих государственным нуждам и интересам;

  2. привлечение финансирования со стороны частного сектора. Механизм ГЧП позволяет существенно уменьшить объем бюджетных вложений в объект соглашения;

  3. привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора:

- независимая оценка окупаемости проекта;

- применение инновационных решений;

- повышение контроля за сроками и качеством работ, использованием средств со стороны частного партнера;

  1. повышение качества общественно-значимых услуг;

  2. передача части рисков партнеру.

Обучение специалистов должно стать для частного партнера частью производственного процесса, а расходы, связанные с этим, должны рассматриваться как долгосрочные инвестиции, необходимые для развития предприятия.

Привлечение частного финансового и интеллектуального капитала позволит обеспечить повышение эффективности управления сферой образования.

В современном мире ГЧП становится важным элементом эффективной модели государственного управления.

При этом процесс развития ГЧП является довольно сложным и долгосрочным. В связи с тем, что институт ГЧП лишь в недавнее время получил четкую регламентацию опыт и подходы к практической реализации ГЧП до настоящего времени не систематизированы, не проведены оценка эффективности существующей практики и выявление наиболее успешных образцов. Отсутствуют методические рекомендации для практического внедрения механизмов ГЧП в системе образования.