ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МОДЕЛИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 

Введение

В современном российском законодательстве все чаще используется устойчивое словосочетание «лицо с ограниченными возможностями здоровья». Однако федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в сферах здравоохранения и социальной защиты, не закрепляет определение данного термина.

В статье 1 Федерального закона от 24 ноября1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» даются следующие определения:

инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;

ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью;

ребенок-инвалид – категория, устанавливаемая инвалидам в возрасте до 18 лет.

Статья 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в РФ») определяет понятийный аппарат для целей настоящего закона.

Для исключения множественного толкования в настоящей аналитической записке термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» используется исключительно в значении, зафиксированном в пункте 16 указанной выше статьи: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Таким образом, данная категория обучающихся определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в части 3 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительно необходимо отметить, что лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это не синонимы, а лишь частично пересекающиеся множества. Так лицо может обладать ограниченными возможностями здоровья, но не быть инвалидом, а инвалид может не являться обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, учитывая, что темой настоящего исследования является работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, представляется целесообразным ограничиться анализом нормативно-правового регулирования следующих видов и уровней образования:

общее (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее) образование;

среднее профессиональное образование;

профессиональное обучение;

дополнительное образование.

1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления в части обеспечения права на образование детей
с ограниченными возможностями здоровья

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относит:

обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам;

организацию предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;

финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат;

организацию предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

организацию предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в части 1 статьи 8 Федерального закона «Об образовании в РФ» также закреплены следующие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования:

разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации;

создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации;

организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации;

организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Помимо процитированной выше статьи 8, посвященной полномочиям органов субъектов Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в РФ» содержит ряд положений, которые также относят те или иные вопросы к компетенции указанных органов:

обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации (часть 12 статьи 59);

издание нормативного правового акта о порядке регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях (часть 6 статьи 41, часть 11 статьи 66);

обеспечение предоставления методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (часть 3 статьи 64);

создание отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (часть 5 статьи 79);

обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования (часть 9 статьи 79);

предоставление за счет средств регионального бюджета обучающимся с ограниченными возможностями здоровья специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (часть 11 статьи 79);

обеспечение подготовки педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействие привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность (часть 12 статьи 79).

Опосредованно к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует также отнести и переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования: государственный контроль (надзор) в сфере образования, лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности (статьи 7, 91, 92, 93 Федерального закона «Об образовании в РФ») а также создание и ведение государственных и региональных систем.

Учитывая, что органы государственной власти наделены контрольно-надзорными полномочиями в отношении органов местного самоуправления, представляется необходимым также коротко остановиться на компетенции органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления относится:

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают;

обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне муниципального образования;

создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории муниципального образования.

Также органы местного самоуправления наделены правом на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (часть 1 статьи 42 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Рассматривая полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, также следует принять во внимание, что Федеральный закон «Об образовании в РФ» предусматривает:

полное государственное обеспечение обучающихся, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами (часть 2 статьи 34);

именные стипендии учреждаются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые определяют размеры и условия выплаты таких стипендий (часть 13 статьи 36).

2. Федеральное законодательство, регулирующее правоотношения
в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Прежде чем анализировать существующее правовое регулирование деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо рассмотреть действующие правовые нормы федерального уровня, поскольку согласно пунктам «е» и «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации данные вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Кроме того, часть 4 статьи 4 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанавливает, что нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Основным правовым механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Среди прочего, названным указом регламентируется увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов.

Исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» обусловило создание такого правового механизма реализации государственной политики в сфере образования, как утверждение постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы». Указанная программа закрепила в качестве одного из приоритетов принятие и использование современных программ обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам среднего профессионального и высшего образования.

Основополагающим нормативным документом, обязывающим учитывать особенности ограничений по состоянию здоровья при получении образования лицами с ограниченными возможностями здоровья является Федеральный закон «Об образовании в РФ».

Прежде всего это выражается в закрепленных в пунктах 2 и 8 части 1 статьи 3 указанного закона принципах государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования:

обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

Данные принципы обязывают, с одной стороны, создавать и обеспечивать механизмы реализации конституционного права на образование для каждого человека, независимо от состояния его здоровья и вытекающих из этого ограничений для получения образования, а с другой стороны, адаптировать систему образования под способности и нужды каждого обучающегося.

Также в Федеральном законе «Об образовании в РФ» организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья посвящена отдельная статья 79. В соответствии с частью 2 указанной статьи общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Часть 8 предусматривает, что профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. Также данная статья предусматривает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, предусмотренный Федеральным законом «Об образовании в РФ» учет особенностей ограничений по состоянию здоровья при получении образования лицами с ограниченными возможностями здоровья проводится по двум линиям:

реализация для указанных лиц адаптированной образовательной программы, учитывающей особенности ограничений по состоянию здоровья;

создание специальных условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от специфики таких ограничений.

На основании изложенного можно сделать вывод, что главенствующим подходом в законодательстве становится стремление, прежде всего, обеспечить возможность получения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образования в инклюзивном формате, сохраняя при этом возможность получения образования и в специализированных образовательных организациях.

Кроме этого в части учета особенностей ограничений по состоянию здоровья при получении образования лицами с ограниченными возможностями здоровья необходимо отметить часть 5 рассматриваемой статьи, предусматривающую необходимость создания органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Также следует отметить, что в части 9 рассматриваемой статьи среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья выделяется еще одна категория: обучающиеся с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования. Поскольку в силу требований части 2 статьи 68 и части 2 статьи 69 Федерального закона «Об образовании в РФ» доступ к освоению программ профессионального образования для данных лиц закрыт, то указанная норма обязывает органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать получение профессионального обучения данной категорией обучающихся.

Важной гарантией реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья следует признать наличие в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966, лицензионного требования о наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в РФ»

В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в РФ» адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (часть 3 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Психолого-медико-педагогическая комиссия дает указанные выше рекомендации в порядке, установленном в Положении о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.

Пункт 14 данного Положения предусматривает, что обследование детей, по результатам которого даются упомянутые выше рекомендации, осуществляется либо по письменному заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей). При этом медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, кроме случаев, предусмотренных частями 2 и 9 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Важной гарантией является то, что обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Вместе с тем, представляется, что прием (перевод) на обучение по программам профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на отсутствие детально прописанной процедуры в законодательстве, осуществляется в аналогичном порядке.

Данный вывод можно подкрепить следующими аргументами.

В соответствии с частью 8 статьи 79 указанного закона профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.

Как уже отмечалось выше, лицо признается обучающимся с ограниченными возможностями здоровья исключительно на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Указанное выше Положение о психолого-медико-педагогической комиссии не устанавливает, что заключение и рекомендации данной комиссии распространяются исключительно на общее образование. Соответственно, статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, дающий право на прием (перевод) на обучение по адаптированным образовательным программам может быть также установлен в порядке, предусмотренном указанным Положением, и для обучающегося по основным профессиональным образовательным программам и программам профессионального обучения.

Следующей группой нормативных правовых актов, обязывающей учитывать особенности ограничений по состоянию здоровья при получении образования лицами с ограниченными возможностями здоровья являются приказы Минобрнауки России, которыми утверждены порядки организации и осуществления образовательной деятельности по различным образовательным программам.

Так раздел III «Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, требует при создании условий для получения образования и разработке адаптированных образовательных программ учитывать нозологии рассматриваемой категории обучающихся, а также иные особенности ограничений по состоянию здоровья.

Аналогичный раздел содержат также Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014, Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 и другие аналогичные документы.

Также следует отметить, что ряд принятых порядков организации и осуществления образовательной деятельности по отдельным образовательным программам вообще не содержат требований, регламентирующих особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в части создания условий и организации образовательного процесса. К ним относятся:

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499.

Вместе с тем письмом Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. № 06-281 установлены требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса. Не являясь нормативным правовым актом, указанное письмо Минобрнауки России в отсутствие конкретных правовых норм определяет общие для всех профессиональных образовательных организаций ориентиры.

Еще одной нормой, устанавливающей необходимость учета особенностей ограничений обучающихся по состоянию здоровья, является часть 6 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

В развитие указанной нормы Минобрнауки России утверждены «специальные» федеральные государственные образовательные стандарты:

федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом от 19 декабря 2014 № 1598;

федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом от 19 декабря 2014 г. № 1599.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, а также федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 № 1155, содержат специальные требования в части обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В области среднего профессионального образования принят один федеральный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению), утвержденный приказом Минобрнауки России от 12 мая 2014 г. № 503.

Следует отметить, что иные федеральные образовательные стандарты среднего профессионального образования также содержат упоминание об особых условиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем такие упоминания носят абстрактный характер (например, «Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья»), что не позволяет рассматривать их как наличие специальных требований для организации учебного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими особенности получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в части создания условий и организации образовательного процесса, являются упомянутые выше специальные федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и порядки организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам.

Практически все порядки организации и осуществления образовательной деятельности по различным видам образовательных программ содержат отдельный раздел, который называется «Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» или аналогичным образом и посвящен данному вопросу.

Вместе с тем заметную роль в нормативно-правовом регулировании в указанной части играют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, устанавливающие, помимо прочего, требования к оборудованию и содержанию территории организации, зданию и оборудованию помещений.

С 1 сентября 2016 г. вводятся в действие СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26. В данных СанПиН есть указание о необходимости соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным образовательным организациям и к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26, имеют в своей структуре специальный раздел, посвященный реализации образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, такого раздела не имеют, ограничиваясь упоминанием «безбарьерной среды».

Вместе с тем указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.3286-15, СанПиН 2.4.1.3049-13) содержат преимущественно абстрактные описания требований к оборудованию и содержанию территории организации, зданию и оборудованию помещений, не позволяющие определить специфику в зависимости от наличия у обучающихся тех или иных ограничений возможностей здоровья.

Общие требования к приему в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, установлены статьей 55 Федерального закона «Об образовании в РФ». Данной статьей установлены особенности приема на обучение по адаптированным образовательным программам, а также закрепляется норма о том, что особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются Минобрнауки России.

В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в РФ» освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Из данной нормы следует, что формы и порядок проведения промежуточной аттестации, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, устанавливаются исключительно образовательной организацией. Соответственно, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, регламентирующие особенности организации промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем следует отметить, что это не означает, что не могут быть предусмотрены особенности организации и проведения промежуточной аттестации рассматриваемой категории обучающихся. Это означает лишь то, что указанные особенности могут быть установлены самой образовательной организации, например, в адаптированной образовательной программе.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией.

В тех случаях, когда итоговая аттестация не является государственной, как и для промежуточной аттестации, ее порядок и формы устанавливаются образовательной организацией самостоятельно и, соответственно, действующим законодательством не регулируются.

Согласно части 5 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» формы и порядок проведения государственной итоговой аттестации по отдельным программам определяются Минобрнауки России, если указанным Федеральным законом не установлено иное.

На настоящий момент действуют:

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394;

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400;

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 16 августа2013 г. № 968.

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394, предусматривает следующие особенности организации государственной итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

по желанию указанных категорий обучающихся количество сдаваемых экзаменов может быть сокращено до двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике;

государственная итоговая аттестация проводится в особой форме – форме государственного выпускного экзамена в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов;

продолжительность экзаменов для указанных категорий обучающихся продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа (за исключением ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»); продолжительность ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») для указанных лиц увеличивается на 30 минут;

обеспечиваются особые материально-технические условия проведения экзамена, учитывающие индивидуальные особенности рассматриваемых категорий лиц;

для рассматриваемых категорий лиц государственный выпускной экзамен по их желанию по всем учебным предметам может проводиться в устной форме;

во время проведения экзамена для указанных обучающихся организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур;

для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400 устанавливает следующие особенности государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

государственная итоговая аттестация проводится в особой форме – в форме государственного выпускного экзамена с использованием текстов, тем, заданий, билетов;

рассматриваемая категория обучающихся вправе писать итоговое изложение, а не итоговое сочинение как условие допуска к государственной итоговой аттестации;

продолжительность итогового изложения для данной категории лиц увеличивается на 1,5 часа;

обеспечиваются особые материально-технические условия проведения экзамена, учитывающие индивидуальные особенности рассматриваемых категорий лиц;

для рассматриваемых категорий лиц государственный выпускной экзамен по их желанию по всем учебным предметам может проводиться в устной форме;

во время проведения экзамена для указанных обучающихся организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур;

для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен организуется на дому.

В Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. № 968 выделен отдельный раздел V «Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья», в соответствии с которым при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;

присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;

обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений);

дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение ряда требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

На федеральном уровне особым образом в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» регулируются основы адаптивной физической культуры, физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, регламентируются основы спортивной подготовки инвалидов.

Отдельное внимание следует уделить правовым нормам, регламентирующим меры социальной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Частью 7 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Анализируя меры социальной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, необходимо иметь в виду, что определение государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне не только в Федеральном законе «Об образовании в РФ», но и в других федеральных законах, например, в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральном законе от 24 июля1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах.