Утверждаю
Заместитель Министра образования
и науки Российской Федерации
А.Б.ПОВАЛКО
от 27 ноября 2015 г. № АП-114/18вн

МЕТОДИКА
ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УСЛУГ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИЯМ
(СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ) И УКРУПНЕННЫМ ГРУППАМ
ПРОФЕССИЙ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

I. Общие положения

1. Настоящая Методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования по профессиям и специальностям и укрупненным группам специальностей (профессий) (далее соответственно - Методика, нормативные затраты) разработана во исполнение положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 28, ст. 4226) и приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2015 г. № 1040 "Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2015 г., регистрационный № 39486).

2. Целью Методики является формирование методического обеспечения перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ среднего профессионального образования федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования (далее - образовательные организации), в отношении контингента, принятого на обучение по итогам проведения Министерством образования и науки Российской Федерации конкурса по распределению контрольных цифр приема по профессиям и специальностям и (или) укрупненным группам профессий и специальностей для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - конкурс), проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. № 285 "Об утверждении Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 14, ст. 2128).

Положения настоящей Методики учитываются при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, оказываемых государственными образовательными организациями в качестве основных видов деятельности, включенных в базовый (отраслевой) перечень государственных и муниципальных услуг и работ по виду деятельности "Образование и наука" <1> (далее - государственные услуги):

--------------------------------

<1> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 июня 2014 г. № 49н "Об утверждении Перечня видов деятельности, по которым федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, формируются базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2014 г., регистрационный № 33056).

 

программ подготовки специалистов среднего звена;

программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

3. Для целей настоящей Методики используются следующие понятия:

базовые нормативы затрат - минимальные значения нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги по профессиям и специальностям и укрупненным группам профессий и специальностей по очной форме обучения;

стоимостная группа профессий и специальностей - группа, объединяющая профессии и специальности и укрупненные группы профессий и специальностей, по которым устанавливаются одинаковые базовые нормативы затраты;

составляющие базовых нормативов затрат - направления расходов, входящие в состав базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по профессиям и специальностям и укрупненным группам профессий и специальностей (далее - государственные услуги);

корректирующие коэффициенты - коэффициенты, применяемые к отдельным составляющим базовых нормативов затрат в целях определения нормативных затрат на оказание государственных услуг, отражающие территориальные и отраслевые особенности реализации государственных услуг.

4. Одновременно с объявлением конкурса Министерством образования и науки Российской Федерации формируются с учетом специфики реализации образовательных программ, требований к условиям их реализации, закрепленных федеральными государственными образовательными стандартами, разработанными в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069), приоритетов государственной политики <1>, а также с учетом объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели:

--------------------------------

<1> В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2336).

 

Примечание. Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

 

3.1. Перечень и состав стоимостных групп профессий и специальностей;

3.2. Итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат;

3.3. Корректирующие коэффициенты и порядок их применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

 

Примечание. Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

 

4. Министерство образования и науки Российской Федерации не позднее 1 июля текущего финансового года утверждает значения корректирующих коэффициентов <1> и определяет порядок их применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в том числе:

--------------------------------

<1> В соответствии с пунктами 25 и 26 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 28, ст. 4226).

 

4.1. Территориальные корректирующие коэффициенты:

4.1.1. Корректирующие коэффициенты, учитывающие целевой уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций в регионе <1>;

--------------------------------

<1> С учетом положений абзаца шестого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2334).

 

4.1.2. Корректирующие коэффициенты, учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги и учитывающие затраты на содержание недвижимого имущества.

4.2. Отраслевые корректирующие коэффициенты:

4.2.1. Корректирующий коэффициент, отражающий особенности реализации государственной услуги в отношении студентов, являющихся инвалидами, детьми-инвалидами и студентов с ограниченными возможностями здоровья;

4.2.2. Корректирующий коэффициент, отражающий специфику организации образовательного процесса в специализированных учреждениях по работе со студентами, являющимися инвалидами и детьми-инвалидами;

4.2.3. Корректирующие коэффициенты, отражающие формы обучения (очно-заочная, заочная), формы реализации образовательных программ (сетевая), используемые технологии обучения <1> (дистанционные образовательные технологии, электронное обучение);

--------------------------------

<1> Применяются при указании соответствующих характеристик образовательных программ в государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ).

 

4.2.4. Корректирующие коэффициенты, отражающие специфику реализации образовательных программ <1>.

--------------------------------

<1> В том числе с учетом требований абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 19, ст. 2336).

 

5. При формировании обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период Министерством образования и науки Российской Федерации при необходимости уточняются значения базовых нормативов затрат и корректирующих коэффициентов, указанных в пунктах 3.2 и 3.3 настоящей Методики, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

II. Формирование базовых нормативов затрат

6. Базовые нормативы затрат включают в себя затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, и затраты на общехозяйственные нужды на оказание государственной услуги.

7. В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие составляющие затрат:

7.1. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников и других работников образовательной организации, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги <1>, включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

--------------------------------

<1> В случаях установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

 

7.2. Затраты на приобретение материальных запасов и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока полезного использования (в том числе затраты на арендные платежи);

7.3. Иные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги, в том числе:

7.3.1. Затраты на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием соответствующей государственной услуги;

7.3.2. Затраты на приобретение транспортных услуг, в том числе на проезд педагогических работников до места прохождения повышения квалификации и обратно, на проезд до места прохождения практики и обратно для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих их работников образовательной организации;

7.3.3. Затраты на организацию учебной и производственной практики, в том числе затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и их сопровождающих работников образовательной организации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг, указанных в пункте 7.3.2 настоящей Методики;

7.3.4. Затраты на повышение квалификации педагогических работников, в том числе связанные с наймом жилого помещения, и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) педагогических работников на время повышения квалификации, за исключением затрат на приобретение транспортных услуг, указанных в пункте 7.3.2 настоящей Методики.

8. В составе затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие составляющие затрат:

8.1. Затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и котельно-печное топливо;

8.2. Затраты на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, в том числе затраты на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации;

8.3. Суммы резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, формируемого в установленном порядке <1> в размере начисленной годовой суммы амортизации по указанному имуществу;

--------------------------------

<1> В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 28, ст. 4226).

 

8.4. Затраты на приобретение услуг связи, в том числе затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, интернет;

8.5. Затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции), включая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

8.6. Затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной оздоровительной работы со студентами;

8.7. Затраты на прочие общехозяйственные нужды.

9. В затраты, указанные в пунктах 8.1, 8.2, 8.6 настоящей Методики, включаются затраты в отношении имущества образовательной организации, используемого для выполнения государственного задания и общехозяйственных нужд, в том числе на основании договора аренды (финансовой аренды) или договора безвозмездного пользования на оказание государственной услуги.

10. Базовые нормативы затрат определяются по стоимостным группам профессий и специальностей и (или) укрупненным группам профессий и специальностей.

11. Значения составляющих базовых нормативов затрат на единицу государственной услуги рассчитываются с применением требований федеральных государственных образовательных стандартов, норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственных услуг в установленной сфере, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При их отсутствии значения отдельных составляющих базовых нормативов затрат рассчитываются, в том числе экспертным методом <1>, позволяющим рассчитать базовый норматив затрат на единицу услуги, с учетом объема средств федерального бюджета, предусмотренного на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетной росписью главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.

--------------------------------

<1> В течение переходного периода в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. № 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 28, ст. 4226).

 

12. Перечень стоимостных групп специальностей и направлений подготовки формируется с учетом предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27 ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2930, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 18, ст. 2625; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364) особенностей организации и осуществления образовательной деятельности, а также в зависимости от приоритетов государственной политики в сфере среднего профессионального образования, установленных актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Определение нормативных затрат на оказание
государственных услуг по профессиям и специальностям
и укрупненным группам профессий и специальностей

13. Нормативные затраты на оказание единицы i-ной государственной услуги в очередном финансовом году по z-ной профессии (специальности) или укрупненной группе профессий (специальностей) (ni,Z), определяются по формуле:

 - объем затрат j-ной составляющей нормативов затрат на оказание i-ной государственной услуги в очередном финансовом году по z-ной профессии (специальности) или укрупненной группе профессий (специальностей).

14. Нормативные затраты на оказание i-ной государственной услуги, рассчитанные на очередной финансовый год по z-ной профессии (специальности) или укрупненной группе профессий (специальностей) (ni,z), включают в себя составляющие нормативов затрат, указанные в пункте 8 настоящей Методики.

15. Объем затрат j-ной составляющей нормативных затрат в образовательной организации на оказание единицы i-ной государственной услуги в очередном финансовом году по z-ной профессии (специальности) или укрупненной группе профессий (специальностей) () , определяется по формуле:

 - размер j-той составляющей базовых нормативов затрат на оказание i-ной государственной услуги для профессий (специальностей) или укрупненных групп профессий (специальностей);

 - произведение значений (d) территориальных корректирующих коэффициентов для j-ной составляющей базовых нормативов затрат по l-ному территориальному корректирующему коэффициенту;

 - произведение значений (c) отраслевых корректирующих коэффициентов для j-ной составляющей базовых нормативов затрат по h-ному отраслевому корректирующему коэффициенту.