МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПЕРЕЖАЮЩЕМУ ОСВОЕНИЮ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации по опережающему освоению программ профессионального обучения разработаны в рамках реализации проекта: «Разработка концепции многофункциональных колледжей, в том числе межрегиональных, с учетом мнения экспертного сообщества и опыта субъектов Российской Федерации» для обеспечения эффективности работы профессиональных образовательных организаций позиционирующих себя в качестве многофункциональных колледжей.

Данные методические рекомендации предназначены для работников профессиональных образовательных организаций с целью методического сопровождения создания и организации деятельности многофункциональных колледжей. Рекомендации содержат основные подходы к обеспечению интеграции основных профессиональных образовательных программ и программ профессионального обучения, обеспечивающих экономику региона современными кадрами на уровне международных стандартов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие положения

2. Нормативные основания

3. Термины и определения

4. Основные этапы организации опережающего освоения программ профессионального обучения

5. Подготовительный этап

6. Аналитический этап

7. Содержательный этап

8. Организационный этап

9. Ожидаемые эффекты

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня одной из основных задач для системы среднего профессионального образования является расширение спектра реализуемых программ. В условиях динамично меняющихся требований рынка труда приоритетным направлением становится подготовка работников по краткосрочным программам. Для подготовки по профессиям рабочих такими программами являются программы профессионального обучения.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 292, как документ, регламентирующий обучение по программам профессионального обучения, выдвигает следующие требования к организации реализации таких программ.

Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Это значит, что в основу разрабатываемых программ должны быть положены основные требования профессиональных стандартов (в случае их наличия).

Для многофункциональных колледжей как передовых организаций по подготовке кадров важным становится не только ориентация на профессиональные стандарты, но и ориентация на международные требования при формировании программ профессионального обучения. Это позволит готовить кадры, которые будут востребованы на рынке труда в ближайшей перспективе.

Рассмотрим в рамках существующего законодательства возможности по выстраиванию гибких образовательных траекторий, позволяющих оперативно реагировать на запросы рынка труда, которые возникают при реализации программ профессионального обучения в профессиональных образовательных организациях.

1. Реализация краткосрочных программ профессиональной подготовки (переподготовки), которые позволяют по заказам работодателя в короткие сроки готовить работников по программам, учитывающим требования конкретного рабочего места.

2. Реализация программ повышения квалификации для работников отрасли по освоению дополнительных трудовых функций и компетенций для расширения поля профессиональной деятельности работников.

3. Реализация программ профессиональной подготовки для лиц, осваивающих программы среднего общего и основного общего образования, для опережающей профессиональной подготовки кадров и освоения рабочей профессии, должности служащего с целью выстраивания индивидуальных образовательных траекторий на уровне среднего профессионального образования (далее – СПО).

4. Реализация по запросам работодателя программ профессиональной подготовки (повышения квалификации) одновременно с программой СПО для расширения поля профессиональной деятельности выпускника.

К программам профессионального обучения отнесены три вида программ:

- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих,

- программы переподготовки рабочих, служащих;

- программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К освоению основных программ профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица различного возраста, в том числе не имеющие основного общего или среднего общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости). Иными словами, каких-либо ограничений для приема на рассматриваемую программу не установлены.

Сроки освоения программы, формы промежуточной аттестации образовательная организация определяет самостоятельно.

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий  в случае наличия по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартов по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд или класс, категория, в случае наличия, по результатам профессионального обучения выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

Программы профессионального обучения играют важную социальную роль, так как позволяют практически любому лицу получить профессиональные компетенции, необходимые для профессиональной деятельности. Освоение данных программ является также доступным вариантом продолжения обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными нозологиями, в том числе формами умственной отсталости), получивших после окончания общеобразовательной организации свидетельство об обучении, не подтверждающее получение основного общего образования.

Еще одной особенностью профессионального обучения является то, что освоение данных программ не сопровождается изменением уровня образования выпускника. Иными словами, если к освоению какой-либо программы приступило лицо, имеющее основное общее образование, то после окончания этой программы уровень образования такого лица останется прежним — основное общее образование. Не случайно профессиональное обучение — это единственный вид образования, в наименовании которого слово «образование» отсутствует.

При организации деятельности многофункционального колледжа, имеющего подразделение, реализующее программы основного общего образования и программы среднего профессионального образования (далее – СПО), появляется возможность реализации программ профессионального образования в рамках программ общего образования. При приеме на программы СПО по профессиям или специальностям предусматривающим освоение данной квалификации есть возможность перезачета освоенных результатов на уровне СПО для сокращения срока освоения программы.

При этом программа должна быть разработана на основе профессиональных стандартов и учитывать современные требования к подготовке специалиста.

Согласно требования нормативных документов по программам профессионального обучения демонстрационный экзамен не является обязательной процедурой итоговой аттестации, однако выполнение практической квалификационной работы может быть проведено в виде демонстрационного экзамена, кроме него в процедуры итоговой аттестации должна быть включена проверка теоретической части программы. Организация итоговых аттестационных процедур с использованием механизма демонстрационного экзамена позволят повысить показатели образовательной организации в частности и региона в целом по реализации национального проекта «Образование», а также подтвердить уровень подготовки квалифицированных рабочих на уровне международных требований.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации по опережающему освоению программ профессионального обучения (далее - Методические рекомендации) разработаны для профессиональным образовательных организаций, позиционирующих себя в качестве многофункциональных колледжей, ориентированных на формирование траекторий непрерывного профессионального образования, предусматривающего раннюю профилизацию, учет образовательных потребностей и сокращение сроков освоения программ путем перезачета, освоенных ранее дидактических единиц и пройденных практик.

Методические рекомендации адресованы управленческим работникам и методистам профессиональных образовательных организаций и общеобразовательных организаций при обеспечении опережающего освоения программ профессионального обучения, результаты освоения которых учитываются при формировании интегрированных образовательных траекторий и разработке эффективных индивидуальных учебных планов.

2. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ

Нормативным и методическим основанием для разработки данных рекомендаций являются следующие документы:

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Многофункциональный колледж не является отдельным типом образовательной организации, это не правовой статус профессиональной образовательной организации, влекущий за собой целый набор формальных признаков, имеющих правовые последствия.

Многофункциональный колледж – это набор характеристик, позволяющий выделить из всего массива профессиональных образовательных организаций группу, отвечающую определенным признакам. Совокупность данных характеристик может рассматриваться как целевая модель стратегического развития для других профессиональных образовательных организаций.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определнного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  высшего образования.

Программа профессионального обучения  – локальный нормативный документ, определяющий наиболее оптимальное и эффективное содержание, формы, методы и приемы организации обучения с целью получения результата, направленного на приобретение новых компетенций, получение или повышение квалификаций по конкретной профессии рабочих должности служащих, включенных в утвержденный Министерством просвещения Российской Федерации Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (Приказ Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 513).

Компетенция Ворлдскилс – вид деятельности (несколько видов деятельности), определенный(ые) через необходимые знания и умения, проверяемые в рамках выполнения задания на демонстрационном экзамене.

Опережающая профессиональная подготовка – система мероприятий по обеспечению соответствия компетенций граждан изменяющимся технологиям и способам производства, мировым изменениям профессиональных сфер деятельности. Опережающая профессиональная подготовка обеспечивает освоение новых и перспективных компетенций, наиболее востребованных для социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Демонстрационный экзамен – вид аттестационного испытания в рамках государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации по программам среднего профессионального образования или по их части, по дополнительным профессиональным программам, по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих), который предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения практических задач профессиональной деятельности в соответствии с лучшими мировыми и национальными практиками, реализуемый с учетом базовых принципов.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Эксперт союза Вордлскиллс — это лицо, прошедшее обучение и наделенное полномочиями по оценке демонстрационного экзамена по компетенции, что подтверждается электронным документом, выдаваемым союзом Ворлдскиллс Россия.

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

При выстраивании алгоритма определим в качестве вида осваиваемых программ для целей перезачета на уровне СПО программы профессиональной подготовки или переподготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Согласно частям 2 - 4 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

Для целей настоящих методических рекомендация основной задачей является задача по разработке и реализации программ профессионального обучения, отвечающих современным требованиям отраслей экономики на уровне международных требований в рамках общеобразовательных программ, а также интеграции освоенного ранее материала для сокращения сроков освоения программы.

Основными этапами решения данной задачи станут:

Подготовительный этап, направленный на определение номенклатуры программ профессионального обучения, которые можно реализовывать на базе общеобразовательной организации или подразделения колледжа и перезачесть на уровне программ СПО.

Аналитический этап, в рамках которого проводится анализ требований профессиональных стандартов, компетенций Ворлдскиллс для определения требований к реализации программ профессионального обучения, обеспечивающих подготовку работника на современном уровне, отвечающем требованиям профессиональных стандартов.

Содержательный этап, который направлен на формирование содержания программы, учитывающего требования, выявленные на аналитическом этапе, определение требований к итоговой аттестации, оснащению образовательного процесса, порядка проведения практической подготовки в рамках программы.

Организационный этап, включающий действия по реализации программы профессионального обучения на уровне общеобразовательной программы и формирования индивидуальных учебных планов, учитывающих освоенную программу профессионального обучения на уровне СПО и организация её реализации.

5. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Первое, что необходимо сделать, это определить наименование квалификации, по которой будет разрабатываться программа профессионального обучения.

Для обеспечения перезачета на уровне СПО программы профессионального обучения, освоенной на этапе общего образования, необходимо проанализировать реализуемый ФГОС СПО.

Для определения номенклатуры возможных для перезачета в структуре программы среднего профессионального образования результатов освоения программ профессионального обучения, взятых из приказа Министерства образования и науки от 2 июля 2013 г. № 513 должна быть выбрана профессия рабочего или должность служащего, которая есть в структуре программы  по профессии или специальности СПО.

Наименование профессии рабочего или должности служащего указаны в качестве квалификации в программах по профессии СПО (программа по подготовке квалифицированных рабочих, должностей служащих). Осваиваемые квалификации в рамках программ по профессиям СПО указаны в Перечне профессий СПО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199).

Например, если в рамках освоения программы по профессии СПО осваивается квалификация «повар, кондитер», то для опережающего освоения на базе общего образования необходимо выбрать одну из них. Это позволит при приеме на обучение полностью или частично перезачесть, соответствующие квалификации профессиональные модули и сократить срок освоения программы.

По ряду специальностей СПО, вошедших в Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, предусмотрено в рамках этих программ освоение одной или нескольких профессий рабочих (должностей служащих), список которых включен в соответствующее приложение к ФГОС «Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена по специальности», для освоения которых в структуре программы предусмотрен профессиональный модуль (модули). В этом случае образовательная организация, при разработке своей образовательной программы, самостоятельно определяет какие именно профессии рабочих (должности служащих) будут осваиваться. Организация опережающего освоения именно этих квалификаций (профессий рабочих (должностей служащих) в рамках общеобразовательной программы позволит на уровне СПО перезачесть, полученные результаты и сократить образовательную программу, как минимум, на данный профессиональный модуль. Кроме данного модуля, в который по некоторым специальностям входит только учебная практика, могут быть перезачтены часы в рамках дисциплин общепрофессионального цикла и элементы междисциплинарных курсов, если в рамках данных элементов программы СПО осваивается теоретическая составляющая программы профессионального обучения.

Особенность специальностей СПО связана с тем, что по некоторым специальностям по требованиям ФГОС в структуре программы не предусмотрено освоение профессии рабочих (должностей служащих). Это сокращает возможности выстраивания индивидуальных траекторий с использованием программ профессионального обучения. В этом случае возможное количество перезачтенного материала будет меньше и потребует детального анализа содержания программ профессионального обучения и среднего профессионального образования. Чаще всего, такая возможность возникает при появлении новой программы профессионального обучения, родственной по профилю программе СПО.

Второе действие при формировании программ профессиональной подготовки предполагает определение наименования профессионального стандарта, регламентирующего требования рынка труда.

Под выбранную квалификацию выбирается профессиональный стандарт, регламентирующий требования к ней (в случае наличия).

Учет требований профессиональных стандартов ведется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (письмо Минобрнауки России от 22 января 2015 г. № ДЛ-1/05вн).

При поиске, соответствующего программе профессионального обучения профессионального стандарта для разработки программы, необходимо учитывать, что квалификации по профессии рабочего (должности служащего) может соответствовать:

- один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой или синонимичное название;

- часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);

- несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли.

Существует несколько вариантов поиска необходимого профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен Национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функций.

Возможность и целесообразность освоения деятельности того или иного уровня квалификации в рамках разрабатываемой образовательной программы необходимо оценить в ходе поиска профессионального стандарта. Для этого в предварительно отобранном профессиональном стандарте надо проанализировать функциональную карту вида профессиональной деятельности (раздел 2 ПС) и выбрать соответствующие направленности (профилю) программы обобщенные трудовые функции, уровень квалификации которых не превышает уровень разрабатываемой программы. Правильность выбора можно уточнить на основе требований к знаниям и умениям, определенным профессиональным стандартом для каждой трудовой функции в разделе 3. Целесообразно также обратиться к подразделу «Дополнительные характеристики», в котором указаны коды и направления подготовки, специальности, профессии по ОКНПО и (или) ОКСО или ОКСВНК.[5]

При выборе профессионального стандарта, необходимо учитывать уровень квалификации, для которого разрабатывается программа. Программы профессионального обучения относятся ко второму или третьему уровню квалификации согласно Уровням квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденным приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н. Обобщенные трудовые функции 2-3 уровня квалификации, не имеющие требования наличия уровня среднего профессионального образования, могут лечь в основу разработки программы профессионального обучения.

На следующем этапе соответствующий текст родственного профессионального стандарта берется для дальнейшего детального анализа с целью выявления результатов освоения программы профессионального обучения, на основе которых формируется содержание программы.

Третье действие, при формировании современных программ профессионального обучения на подготовительном этапе, предполагает определение родственной компетенции (ий) Ворлдскиллс, которая (ые) позволит (в случае наличия) обеспечить международный уровень подготовки работника.

При поиске, соответствующих программе профессионального обучения компетенций Ворлдскиллс, необходимо учесть, что и по компетенциям одной программе профессионального обучения (квалификации) может соответствовать:

- одна компетенция Ворлдскиллс, которая охватывает всю или большую часть основных трудовых функций;

- одна компетенция Ворлдскилс, которая охватывает один или часть обобщенный трудовых функций по профессиональному стандарту;

- часть компетенции (например, один из модулей заданий), которая отражает одну обобщенную трудовую функцию по профессиональному стандарту из основных видов деятельности, а остальные части требований по компетенции Ворлдскиллс, выходят за рамки программы;

- несколько компетенций Ворлдскилс, которые относятся к одной программе.

При выборе соответствующей ФГОС компетенции можно обратиться на сайт Союза https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/demonstraczionnyij-ekzamen-2020/demonstraczionnyij-ekzamen-2020/, на котором размещен документ «Таблица соответствия профессий и специальностей СПО компетенциям Ворлдскиллс», или обратиться в отраслевое ФУМО.

Для оценки соответствия компетенции выбранной квалификации необходимо оценить требования к знаниям и умениям, виды оценочных заданий по компетенции и характер выполняемых работ по профессии рабочих (должности служащих).

При выборе компетенции Ворлдскиллс наряду с выбираемой компетенцией, необходимо выбрать конкретное задание комплекта оценочной документации.

По результатам выбора заполняется таблица 1:

Таблица 1

Наименование программы профессионального обучения

Наименование выбранного профессионального стандарта (одного или нескольких)

Уровень квалификации

Наименование выбранной компетенции Ворлдскиллс (одной или нескольких)

Код оценочной документации

 

 

 

 

 

В случае наличия и профессионального стандарта и компетенции Ворлдскиллс  подходящих по характеру деятельности к программе профессионального обучения, необходимо подобрать группу экспертов, включающую наряду с педагогическими работниками, методистами и руководителями организации общего образования и организации СПО (структурного подразделения) представителей работодателей и (или) объединений работодателей, а также экспертов Союза по выбранной компетенции.

Связь образовательной программы профессионального обучения с профессиональными стандартами и компетенциями Ворлдскиллс, может быть отражена в разделе «Общая характеристика образовательной программы» или иных документах, входящих в ее состав: паспорте образовательной программы, пояснительной записке и т.п.

Принятое решение об учете требований профессионального стандарта и компетенции Ворлдскиллс необходимо закрепить локальным нормативным актом, в качестве которого может выступать протокол заседания рабочей группы.

6. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Первым шагом по выявлению требований программы профессионального обучения является и профессионального стандарта.

В профессиональных стандартах описывается деятельность, для этого используются термины «вид профессиональной деятельности», «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия». Во ФГОС при характеристике выпускника используются термины «основные виды профессиональной деятельности» (основные виды деятельности) и «компетенция».

Согласно профессиональным стандартам используются следующие определения используемых терминов (Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта утвержденные приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н):

- вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;

- обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе;

- трудовая функция - для целей рекомендаций - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;

- трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Компетенция - динамическая комбинация знаний, умений и способность применять их для успешной профессиональной деятельности.

При формировании содержания программ профессионального обучения рекомендуется выстраивать программу на модульно-компетентностной основе. И в качестве результатов освоения программы выделять виды профессиональной деятельности, осваиваемые в рамках модулей, профессиональные компетенции, практический опыт, умения и знания.

При определении содержания требований к специалисту необходимо сопоставить их с положениями профессионального стандарта и компетенций Ворлдскилс, с целью наиболее полного охвата требований этих документов в программе профессионального обучения.

Для этого на первом шаге формируется таблица 2 по определению результатов освоения программ профессионального образования на основе профессиональных стандартов.

Таблица 2

Определение результатов освоения программ профессионального обучения на основе профессионального стандарта

 

 

Профессиональный стандарт

Программа профессионального обучения

Вид профессиональной деятельности (далее – ВПД)

Освоение ВПД, как правило, связано с рядом преемственных программ профессионального обучения

Обобщенная трудовая функция

Как правило, соответствует профессии рабочего (должности служащего) в целом или виду деятельности, входящему в ее состав

Трудовая функция

Как правило, соответствует профессиональной компетенции

Трудовое действие

Основа описания практического опыта (виды работ на производственной практике)

Умение

Основа определения перечня умений (видов работ по практике, наименование практических и лабораторных занятий)

Знание

Основа определения перечня знаний (дидактических единиц программы)

Вторым шагом этапа по определению результатов освоения программы профессионального обучения становится определение требований компетенций Ворлдскиллс, которые целесообразно учесть в содержании программ. Их сопоставление представлено в Таблице 3.

Таблица 3

Соответствие требований компетенции Ворлдскиллс и программы профессионального обучения

Компетенция Ворлдскиллс

Программа профессионального обучения

Наименование блока компетенций

Как правило, связано с рядом родственных программ профессионального обучения и профессионального образования

Наименование компетенции Ворлдскилс

Как правило, соответствует профессии (должности служащего) в целом или виду деятельности, входящему в ее состав

Наименование раздела WSSS

Как правило, соответствует профессиональной компетенции или виду деятельности

Умение

Основа определения перечня умений (отражаемых в программе в качестве лабораторных и практических занятий или тем учебной практики)

Знание

Основа определения перечня знаний (отражаемого в программе в виде дидактических единиц теоретической составляющей)

Наименование модуля заданий демонстрационного экзамена

Основа описания практического опыта (отражаемого в программе в виде тем производственной практики)

Сложность сравнительного анализа связана с отсутствием единых требований к структуре программы профессионального обучения.

Важным моментом также является заинтересованность работодателя, входящего в состав рабочей группы, в трудовых функциях, выносимых на итоговую аттестацию, в рамках соответствующих модулей заданий Ворлдскиллс по демонстрационному экзамену. Также важным является возможность получения практического опыта по данному направлению деятельности.

Удобство применения комплекта оценочной документации по компетенции Ворлдскиллс связано с наличием наряду с требованиями к результатам обучения, текста заданий по проведению итоговой аттестации, требований к процедуре итоговой аттестации в части выполнения практического задания, наличия пула подготовленных экспертов участвующих в оценке, описания оснащения площадки для проведения процедур оценки, которая может быть задействована и при подготовке по программе.

В профессиональном стандарте и контрольно-оценочных документах к ним (в случае наличия) требований к оснащению места проведения оценочных процедур, единых требований к экспертам, участвующим в оценке, единого задания и др. не предусмотрено.

В ходе анализа важно выявить какие из требований по компетенциям Ворлдскилс должны быть включены в программу профессионального обучения для обеспечения уровня квалификации, соизмеримого с лучшими международными практиками и отвечающего запросам рынка труда.

На основе двух сравнительных характеристик формируются требования по программе профессионального обучения, отвечающего всем требованиям.

Сводные требования рекомендуется согласовать с крупным работодателем отрасли и представителями экспертного сообщества Ворлдскиллс.

В результате работы должны быть определены виды деятельности (виды профессиональной деятельности), профессиональные компетенции, практический опыт, умения и знания.

7. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Содержательный этап предполагает на основе проведенного сравнительного анализа выстраивание содержания программы профессионального обручения.

При разработке содержания необходимо использовать требования, выделенные на аналитическом этапе.

Для разработки содержания сначала формируется структура программы, выраженная в виде учебного плана. Для определения основных структурных элементов программы определяется содержание программы в целом.

При этом содержание программы выстраивается по простым принципам декомпозиции результатов в содержание:

На основе полученных данных содержательные единицы распределяются по элементам программы (модулям, дисциплинам, разделам).

При формировании программ профессионального обучения следует помнить, что предпочтение должно отдаваться практическим занятиям и практикам, так как это, по сути, программа освоения трудовых функций. Кроме этого, теоретические занятия также должны иметь практико-ориентированный характер.

Для организации каждого из видов учебной деятельности должны быть предусмотрены минимально-достаточные ресурсы для проведения занятий с учетом возрастных особенностей слушателей, и ограниченных возможностей здоровья, что должно найти отражение в программе.

Объем программы и график проведения занятий образовательная организация определяет самостоятельно. При работе с лицами школьного возраста необходимо соблюдать САНПиНы, регулирующие график учебной нагрузки и организацию рабочих мест.

При реализации программы целесообразно в рамках сетевого взаимодействия предусмотреть занятия на базе профессиональной образовательной организации, что позволит повысить качество профессионального обучения и мотивировать обучающихся к профессиональной деятельности выбранного профиля.

При формировании программы профессионального обучения образовательная организация вправе самостоятельно определить продолжительность освоения программы, график проведения занятий, структуру и содержание программы. По программам профессионального обучения нет ограничений по объему программы. В данном случае длительность программы определяется на основе анализа планируемых результатов.

При обучении школьников необходимо применять современные образовательные технологии, в том числе дистанционные, и электронное обучение, использовать игровые методы, кейсовые технологии, деловые игры и др.

В программе профессионального обучения должны быть описаны процедуры итоговой аттестации, которые предусматриваются по результатам освоения. Применение демонстрационного экзамена повышает привлекательность образовательной программы, с одной стороны, и усложняет её освоение с другой.

8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

При организации обучения по программам профессионального обучения должны быть созданы условия для реализации программ, в том числе, должны быть предусмотрены места для проведения учебной и производственной практики.

При формировании условий реализации программы, в том числе необходимо предусмотреть возможность обучения лиц с ОВЗ и инвалидов и обеспечить доступность образовательной среды организации для освоения таких программ.

Кроме того, на уровне СПО должна быть предусмотрена возможность реализации программ по индивидуальным учебным планам, предусматривающим сокращение сроков освоения программы СПО, на основе перезачета результатов, полученных ранее. Для этой цели должны быть сформированы индивидуальные учебные планы для группы обучающихся, поступивших из школы, реализующей программу профессионального обучения на базе профессиональной образовательной организации.

На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены студенты, обучающиеся в профессиональной образовательной организации по программам СПО и имеющие подтвержденное опережающее освоение части программы СПО.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы.

Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации по программе СПО, сформированного по требованиям соответствующего ФГОС с указанием элементов и объемов нагрузки, перезачтенных на основе анализа элементов, освоенных ранее программ.

Главной задачей обучения по индивидуальному учебному плану является удовлетворение потребностей обучающихся, учет их особенностей, путем выбора оптимального содержания, темпов и сроков их освоения программы в полном объеме в рамках задаваемых ФГОС сроков освоения.

При реализации программы СПО по индивидуальным учебным планам должно быть разработано положение по формированию и реализации индивидуального учебного плана в образовательной организации (далее – Положение).

При переводе обучающихся на индивидуальный учебный план необходимо ознакомить родителей (законных представителей) обучающихся с Положением. Данное Положение подлежит опубликованию на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных дисциплин, курсов, модулей, иных компонентов, входящих в учебный план.

Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение (сокращающее сроки освоения программы), может быть предоставлен с 1 курса.

Индивидуальный учебный план составляется на срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей), на основе анализа индивидуальных достижений обучающегося и решения комиссии по перезачету предшествующих результатов.

Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и форм промежуточной аттестации обучающихся, а также учитывает элементы программы, которые были перезачтены.

При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся.

В заявлении указываются основания для перевода на индивидуальный учебный план, срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания и порядка освоения образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, изменения графика и сокращение сроков освоения основных профессиональных образовательных программ и др.).

Индивидуальный учебный план должен предусматривать объем учебного времени, необходимого для освоения всех компонентов циклов, разделов образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС СПО. Срок освоения образовательной программы СПО при этом устанавливается образовательной организацией.

Сокращение срока освоения образовательной программы СПО осуществляется за счет зачета часов по учебным дисциплинам (модулям), по которым совпадают заявленные результаты освоения программ, освоенные в других образовательных организациях, а также иных результатов, подтверждаемых соответствующими документами, и (или) практик полностью или частично освоенных на предприятиях (организациях) профиля или имеющих подтверждение об освоении в рамках других программ.

Зачет результатов оформляется протоколом педагогического совета, как на основе анализа образовательных программ, так и по результатам переаттестации обучающегося в случае необходимости.

Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала учебного года.

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом руководителя образовательной организации.

Индивидуальный учебный план утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

Обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется образовательной организацией, в котором обучается данный обучающийся.

Лицу, обучающемуся по индивидуальному учебному плану, предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным дисциплинам, литературу из библиотечного фонда образовательной организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в образовательной организации в порядке, определенном образовательной организацией и закрепленном в ее уставе.

С учетом пожеланий и способностей студента ему могут быть предоставлены свободные посещения занятий, изучение отдельных курсов и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рамках задаваемых ФГОС.

Обучающиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом теоретические и практические занятия.

Промежуточная и итоговая государственная аттестация, перевод обучающегося на следующий курс осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Образовательная организация осуществляет контроль за освоением программ обучающимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану. Записи об аттестованных учебных дисциплинах, МДК, профессиональных модулях и практик заносятся в зачетную книжку обучающегося.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательной организации.

Государственная итоговая аттестация обучающихся, переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности, и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.

Для организации обучения по индивидуальному учебному плану должен быть разработан пакет локальных нормативных актов, включающий:

9. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ

Многофункциональный колледж должен обеспечить эффективность использования имеющихся у него образовательных ресурсов, удовлетворить спрос населения на образовательные услуги по освоению квалификаций, востребованных на региональном рынке труда, обеспечить содержание программ, соответствующее запросам работодателей.

Одним из инструментов для решения этих задач в случае реализации программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих СПО является опережающее освоение программ профессионального обучения и СПО.

Реализация программ профессионального обучения для школьников мотивирует их к повышению интереса к обучению на базе колледжа и позволяет сократить сроки освоения программы.

При этом интеграция программ позволяет достичь тех же результатов при меньших затратах на реализацию данной программы, так как интеграция программ позволяет исключить дублирование материала. Сокращение затрат приводит к удешевлению данной услуги при сохранении качества, что делает данную программу более привлекательной для обучающихся.

Таким образом, основными ожидаемыми результатами реализации программ профессионального обучения являются:


[5] ОКНПО - Общероссийский классификатор начального профессионального образования. ОКСО - Общероссийский классификатор специальностей по образованию. ОКСВНК - Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.