МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УСЛОВИЙ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации по обеспечению практико-ориентированных условий реализаци преемственных основных образовательных программ общего и профессионального образования разработаны в рамках реализации проекта: «Разработка концепции многофункциональных колледжей, в том числе межрегиональных, с учетом мнения экспертного сообщества и опыта субъектов Российской Федерации» для обеспечения эффективности работы профессиональных образовательных организаций позиционирующих себя в качестве многофункциональных колледжей.

Данные методические рекомендации предназначены для работников профессиональных образовательных организаций с целью методического сопровождения создания и организации деятельности многофункциональных колледжей. Рекомендации содержат основные подходы к обеспечению практико-ориентированных условий реализации преемственных основных образовательных программ общего и профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие положения

2. Нормативные основания

3. Термины и определения

4. Условия реализации преемственных основных образовательных программ общего и профессионального образования.

5. Практико-ориентированность условий реализации образовательных программ

6. Обеспечение преемственности программ

7. Ожидаемые эффекты

ВВЕДЕНИЕ

Среднее профессиональное образование (далее – СПО) является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих для всех отраслей российской экономики, а также обеспечивает повышение образовательного и культурного уровня личности на протяжении всей жизни.

Современное состояние и перспективы развития экономики требуют от выпускников системы СПО как новых профессиональных, так и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, финансовую, коммуникативную культуру, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу.

Переход к практико-ориентированному обучению, заявленный в федеральном государственном образовательном стандарте (далее – ФГОС) СПО 3-го поколения связан с усилением прикладного, практического характера всего СПО. Каждый результат освоения элементов программы направлен на обеспечение возможностей реализации трудовых функций по осваиваемой квалификации. Введение новых стандартов по профессиям и специальностям ТОП-50 и актуализированным ФГОС дает новые академические свободы образовательным организациям, которые позволяют увеличить практическую составляющую программы и при распределении вариативной части предусмотреть усиление практической составляющей программы. Таким образом, нормативно-правовое регулирование данной сферы дает возможность предусмотреть достаточную для освоения определенной квалификации практическую часть программы.

Практическая составляющая программы складывается из частей, отводимых на проведение практик, лабораторных и практических занятий, целью которых является освоение общих и профессиональных компетенций, вводимых за счет вариативной части и предусмотренных ФГОС.

Рекомендованная практико-ориентированность программ среднего профессионального образования по ФГОС третьего поколения составляла: 

- по специальности базовой подготовки – 50–65%, углубленной подготовки –50–60%

- по профессии - 70–85%.

Рассчитывалась она как доля нагрузки отводимой на практические, лабораторные занятия и на практики от общей учебной нагрузки по программе.

Обеспечение качества практической подготовки студентов, предполагает учет современных требований отраслевых работодателей, повышение уровня общей и профессиональной культуры студента, освоение профессионально и личностно значимых компетенций. 

В этой связи особое место в образовательных технологиях отводится практико-ориентированному обучению. Главная цель практико-ориентированного обучения — поэтапное формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности. 

Сегодня становится важным создание для потенциальных абитуриентов привлекательной образовательной организации, которая обеспечивает не только подготовку молодых специалистов по широкому спектру востребованных в регионе программ, но и обеспечит пропаганду привлекательности профессий и специальностей.

На рисунке 1 приведены условия, влияющие на требования, выдвигаемые к выпускнику, требования к содержанию программ; требования к оценочным процедурам.

Основными источниками требований к содержанию профессионального образования являются работодатели, органы государственной исполнительной власти в области профессионального образования, на которые влияют общество, требующее соблюдения социальных гарантий и международные профессиональные сообщества.

Требования работодателей выражаются на уровне отрасли в виде профессиональных стандартов, а на уровне работодателя – в виде корпоративных требований. При этом учет требований профессиональных стандартов обеспечивается и при разработке ФГОС, и при разработке программ. Корпоративные требования же учитываются только при разработке программы конкретной образовательной организации.

Проверка соответствия работника требованиям профессиональных стандартов проводится в рамках процедур независимой оценки квалификации, результатом которой станет выдача свидетельства о квалификации.

Государство должно обеспечить социальные гарантии гражданам, поступающим на обучение, создать условия для обеспечения квалифицированными кадрами, подготовленными на уровне международных требований, различных отраслей экономики. Для этого в требованиях ФГОС и образовательных программах учтены требования профессиональных стандартов, а оценка проводится на соответствие уровню международных требований в рамках осваиваемого ФГОС. По результатам освоения программы выдается диплом о среднем профессиональном образовании.

Для формирования нового специалиста, отвечающего международных требованиям и требованиям профессиональных стандартов, образовательная организация применяет технологии сопряжения программ различных уровней образования, для получения синергетического эффекта, обеспечивающего в том числе и обеспечение практико-ориентированности программ.

Именно поэтому, особое значение сегодня имеет  развитие колледжей и техникумов в новом качестве многофункциональных структур, т.е. тех образовательных организаций, деятельность которых ориентирована на широкий спектр задач, на расширение сферы деятельности профессиональных образовательных организаций в сторону охвата более широких слоев населения различными видами образовательных услуг, на решение не только производственных, но и социальных задач.

Профессиональные образовательные организации в настоящее время сталкиваются с внешними и внутренними вызовами, которые оказывают непосредственное влияние на их функционирование, и определяют дальнейшее их развитие.

Внешние факторы, которые определяют трансформацию системы российского образования, и особенно системы среднего профессионального образования, связаны в большей степени со структурными экономическими изменениями и миграционными процессами, среди которых можно выделить следующие:

- реструктуризация спроса на квалифицированные кадры и профессиональные компетенции со стороны рынка труда:

- снижение спроса на профессии, связанные со «стандартизированным» и «регламентированным» трудом, и повышение спроса на компетенции в области программирования, организации работы со сложными техническими системами, а также на работы на стыке отраслей;

- повышение спроса на квалифицированные кадры, способные работать с учетом новых тенденций и технологий, в сфере социально-культурных услуг;

- отток квалифицированных специалистов из регионов в крупные города, вызванный во многом неконкурентной заработной платой в регионах и недостатком привлекательных рабочих мест, а также общероссийскими миграционными процессами.

Внутренние факторы прежде всего связаны с низкой эффективностью системы управления в профессиональных образовательных организациях, в том числе слабым взаимодействием с крупными работодателями. Влияние данных факторов приводит к следующим последствиям:

- отсутствию тесной кооперации между профессиональными образовательными организациями и организациями реального сектора экономики, вследствие чего образовательные программы не соответствуют потребностям регионального рынка труда, а у выпускников отсутствуют необходимые для рынка труда профессиональные компетенции. Это приводит в следующим проблемам:

низкой востребованности выпускников на рынке труда;

необходимости дополнительного обучения выпускников на предприятиях;

низкой востребованности образовательных программ у школьников вследствие отсутствия понятных перспектив успешного трудоустройства;

- низкому уровню развития управленческих механизмов в профессиональных образовательных организациях, особенно в части управления финансовыми средствами, что влияет на качество подготовки студентов и вовлеченность преподавательского состава;

- дефициту кадров в профессиональных образовательных организациях, способных осуществлять обучение с учетом современных технологических и производственных особенностей;

- недостаточному объему финансовых средств на развитие профессиональной образовательной организации, в том числе на обновление и улучшение инфраструктуры;

- неэффективности использования инфраструктуры профессиональных образовательных организаций, в том числе слабой загруженности оборудования и приборной базы, наличие незадействованных объектов недвижимости (зданий, сооружений, территорий);

- информационной закрытости профессиональных образовательных организаций;

- слабому развитию дистанционных образовательных технологий.

Таким образом, указанные выше факторы обуславливают необходимость формирования в субъектах Российской Федерации новой модели профессиональных образовательных организаций, реализация которой позволит снизить негативные последствия экономических и социальных вызовов, а также будет способствовать решению текущих проблем профессиональных образовательных организаций.

Целью создания многофункциональных колледжей в субъектах Российской Федерации является формирование и развитие оптимальной модели профессиональной образовательной организации на основе синергетического эффекта от концентрации инфраструктурных, кадровых и образовательных ресурсов, позволяющего обеспечить разработку и реализацию образовательных программ в соответствии с потребностями территориальной экономики и спроса населения на образовательные услуги, а также их модернизацию с учетом технологического развития отраслей экономики.

Реализация модели многофункционального колледжа должна обеспечить решение следующих задач:

1. Обеспечение гибкой настройки на потребности основных работодателей и населения субъекта Российской Федерации в части предложений по широкому спектру образовательных программ, реализуемых в соответствии с российскими и мировыми стандартами.

2. Обеспечение финансовой устойчивости за счет расширения спектра образовательных услуг для разных категорий обучающихся, оптимизации процессов управления, развития производственной, консультационной и социально-культурной деятельности.

3. Концентрация и привлечение профессиональных кадров, в том числе действующих специалистов из организаций реального сектора экономики, за счет обеспечения достойного уровня заработной платы, с учетом адекватного уровня учебной нагрузки в условиях широкого спектра образовательных программ и «необразовательной» деятельности.

4. Развитие новых форм образовательной деятельности и современных образовательных технологий, в том числе использование сетевой формы реализации образовательных программ, дуального обучения (практической подготовки на предприятиях), применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

5. Повышение эффективности управления инфраструктурой и обеспечение оперативной модернизации материально-технической базы, в том числе с учетом возможностей участия в федеральных грантах.

6. Повышение информационной открытости и развитие инструментов привлечения разных категорий обучающихся.

Внедрение модели многофункционального колледжа и реализация указанных задач будет способствовать достижению показателей федерального проекта «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)». 

Практическая подготовка специалиста — это прежде всего формирование личности, способной к осуществлению целостной профессиональной деятельности. Практическая подготовка, направленная на формирование как профессиональных, так и общих компетенций, указанных в ФГОС. Деятельностный подход позволяет преодолеть разрыв между знаниями и их практическим применением, т.е. знания и умения будут выступать в единстве, в рамках единой деятельности.

Пункт 24 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет практическую подготовку как форму организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.

В основе практико-ориентированного подхода в образовании лежит разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки.

При этом в организации должны быть созданы практико-ориентированные условия реализации образовательного процесса, где каждый компонент образовательной программы, на каждом этапе её освоения ориентирует обучающегося на конкретные результаты обозначенные образовательной программой, востребованные на рынка труда секторов экономики.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методические рекомендации по обеспечению практико-ориентированных условий реализации преемственных основных образовательных программ общего и профессионального образования (далее – Методические рекомендации) разработаны для профессиональных образовательных организаций, реализующих целевую модель многофункционального колледжа, ориентированных на формирование траекторий непрерывного профессионального образования, предусматривающего раннюю профилизацию, учет образовательных потребностей и сокращение сроков освоения программ путем перезачета освоенных ранее дидактических единиц и пройденных практик.

Методические рекомендации адресованы управленческим работникам и методистам профессиональных образовательных организаций при формировании практико-ориентированных условий для реализации индивидуальных учебных планов обеспечивающих сопряжение программ общего и профессионального образования.

2. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ

Нормативным и методическим основанием для разработки данных рекомендаций являются следующие документы:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

- Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по профессиям и специальностям.

- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Минобрнауки России, от 17 февраля 2014 г. № 02-68 «О прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования».

3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Многофункциональный колледж не является отдельным типом образовательной организации, это не правовой статус профессиональной образовательной организации, влекущий за собой целый набор формальных признаков, имеющих правовые последствия.

Многофункциональный колледж – это набор характеристик, позволяющий выделить из всего массива профессиональных образовательных организаций группу, отвечающую определенным признакам. Совокупность данных характеристик может рассматриваться как целевая модель стратегического развития для других профессиональных образовательных организаций.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Эффективный индивидуальный учебный план – индивидуальный учебный план, направленный не только на учет особенностей и образовательных потребностей обучающегося, но и обеспечивающих эффективность образовательного процесса в колледже, в том числе: внедрение электронного обучения, дистанционных технологий, ведение проектной деятельности, передача части программы на самостоятельное изучение, сокращение сроков освоения программ и достижение дополнительных результатов.

Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Сопряжение программ – выстраивание единой (интегрированной) образовательной траектории, обеспечивающей опережающее освоение элементов программ среднего профессионального образования в программах общего образования с последующим учетом освоенных на предыдущем уровне результатов.

ФГОС – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Условия реализации образовательных программ должны обеспечивать возможность реализации всех видов занятий, предусмотренных учебным планом, с целью изучения всех результатов освоения программы, обозначенных ФГОС СПО, и результатов вводимых за счет вариативной части.

Требования к условиям реализации образовательных программ регламентируются ФГОС.

 Данные требования включают в себя

- общесистемные требования,

- требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению,

- требования к кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.

Каждый из видов требований во ФГОС детализируется.

Так во ФГОС СПО общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы включают требования к наличию на правах собственности или ином законном основании материально-технической базы, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом примерной основной образовательной программы.

Конкретизируются требования в случае реализации программы в сетевом формате. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.

Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы. регламентируют обязательность наличия  специальных помещений, которые должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов. При этом помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать общие и профессиональные компетенции в электронном формате. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося. В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные примерной основной образовательной программой (далее – ПООП). В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда при наличии возможности предоставления права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).

Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.

 Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.

Рекомендации по иному материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы определяются ПООП. При этом в ПООП приводится минимально достаточная номенклатура оборудования, инструментов и приспособлений для достижения всех результатов обозначенных во ФГОС, а программа образовательной организации дополнительно включает оснащение процесса обучения по элементам программы, вводимым за счет вариативной части.

Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы содержат требования к составу и качеству педагогических кадров, участвующих в реализации образовательной программы.

Реализация образовательной программы СПО обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).

Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной во ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей образовательной программы, должна быть не менее 25 процентов.

Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы определяют основные подходы к расчету стоимости образовательных услуг, рекомендуемых для субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ СПО по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.

Таким образом ФГОС рамочно прописывает требования к условиям реализации программы по нему.

При формировании программы образовательной организации необходимо обеспечить условия, которые позволят реализовать программу на высоком качественном уровне.

5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Важнейшим элементом многофункционального колледжа является деятельность по взаимодействию с предприятиями и организациями реального сектора экономики. Реализация этого вида деятельности определяет успешность функционирования модели многофункционального колледжа.

Для обеспечения практико-ориентированности необходимо максимально перенести нагрузку по реализации практической части программ на предприятия отрасли, или обеспечить решение производственных задач на оборудовании образовательной организации, а также привлечь к реализации практической подготовки обучающихся представителей реального сектора экономики.

Еще одним инструментом, позволяющим создать практико-ориентированные условия, является создание малого предприятия на базе колледжа или подразделения реального производства. Решение реальных практических задач по организации функционирования малого предприятия, позволяет обеспечивать комплексную подготовку по группам профессий и специальностей, даже иногда из разных отраслей экономики, и дает возможность освоения не только профессиональных, но и общих компетенций.

Кроме того, важным и необходимым элементом являются внутренние организационные и управленческие изменения, которые должны быть запущены в профессиональной образовательной организации в рамках внедрения модели многофункционального колледжа. Все основные виды деятельности непосредственно влияют друг на друга и успех реализации одного вида деятельности неразрывно связан с эффективностью реализации другого. Кроме того, ориентация программ общеобразовательных дисциплин и дисциплин общепрофессионального цикла на профиль осваиваемой профессии (специальности) позволяют усилить профессиональную составляющую и решать практические профессиональные задачи с использованием дидактических единиц, осваиваемых в рамках этих программ.

Иными словами, на уровне образовательной организации должны быть предусмотрены интеграционные процессы, обеспечивающие достижение синергетического эффекта от взаимопроникновения результатов от каждого вида деятельности и программ учебных дисциплин.

При этом колледж должен предусмотреть обеспечение условий профессионального самоопределения на всех этапах обучения на его базе и для школьников, и для абитуриентов, и для обучающихся, и для выпускников.

Применение практико-ориентированных технологий позволяет повысить мотивацию на освоение программ среднего профессионального образования.

При реализации программ важно обеспечить практико-ориентированность на всех уровнях реализации программ. Так в случае интеграции общего и профессионального образования для лиц, поступающих на программы СПО на базе основного общего образования, необходимо обеспечить профильную составляющую всех осваиваемых в рамках общего образования программ учебных дисциплин (предметов).

Необходимо обеспечить переход к профильному обучению, направленному на реализацию принципов личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.  Данный подход обеспечит широту образовательных и развивающих целей, в том числе: обеспечит углубленное изучение отдельных предметов; обеспечит возможности  равного доступа к полноценному образованию разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными наклонностями и интересами; расширит возможности социализации обучающихся, обеспечит преемственность между общим и профессиональным образованием, что приведет к более высокой готовности выпускников общеобразовательной программы к освоению программ СПО.

Включение в решение практических задач на уровне общего образования позволит мотивировать обучающихся на освоение программ СПО.

Еще одним условием практико-ориентированности образовательного процесса является применение соответствующих образовательных технологий.

К практико-ориентированным образовательным технологиям можно отнести:

Инструментами для повышения практико-ориентированности могут стать:

- формирование учебного плана, обеспечивающего практико-ориентированность программы на уровне не ниже ФГОС третьего поколения;

- межпредметные связи и профилизация общеобразовательных программ;

- применение практико-ориентированных образовательных технологий в ходе обучения, как и на уровне общего, так и на уровне профессионального образования;

- применение элементов дуальной системы образования, путем развития практической подготовки на базе предприятий различных секторов экономики;

- создание на базе колледжа малого предприятия или его структурного подразделения для отработки основных видов профессиональной деятельности;

- привлечение педагогов из реальных секторов экономики.

Применение элементов дуальной системы образования осуществляется в рамках практической подготовки, которая представляет собой форму организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.

Необходимо отметить, что согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность при освоении основных профессиональных образовательных программ или отдельных компонентов этих программ организуется в форме практической подготовки. Иными словами, практическая ориентация основных профессиональных образовательных программ, включая программы среднего профессионального образования, уже задана на законодательном уровне путем установления обязательного требования о применении практической подготовки при реализации указанных программ.

В рамках дуального обучения практическая подготовка может быть организована в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между указанной организацией и организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОГРАММ

Одним из условий успешного функционирования многофункционального колледжа является реализации широкого спектра программ, направленных на подготовку квалифицированных кадров.

Для обеспечения преемственности данных программ необходимо обеспечить единые методические подходы к формированию их структуры и содержания, а также ввести профилизацию всех дисциплин (предметов) общего образования. При этом формирование общих компетенций на уровне СПО, должно учитывать освоенные личностные и метапредметные результаты на уровне общего образования и, по возможности, организовывать их освоение не с нуля, а обеспечивать их развитие.

В структуре программы среднего общего образования возможно предусмотреть освоение программ профессионального обучения, обеспечивающих получение первой рабочей профессии, что может позволить при сопряжении программ учесть полученные результаты и сократить срок освоения программы.

За основу для разработки подготовки кадров для отраслей экономики, на всех уровнях должны быть учтены профессиональные стандарты, которые позволят готовить работников в соответствии с требованиями рынка труда.

Единые подходы позволят перезачитывать освоенные элементы программ на следующем уровне.

7. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ

Современные работодатели рассматривают знания, умения и навыки выпускников в контексте способности и готовности эффективно применять их на практике, удовлетворять стандартам качества отраслевых, региональных рынков труда и международных требований.

Одним из путей решения этой задачи является реализация практико-ориентированного подхода в профессиональном образовании. Такой подход направлен, во-первых, на приближение образовательной организации к потребностям реального рынка труда. Во-вторых, позволяет создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих рабочих и служащих, а также специалистов среднего звена.

Профилизация общего образования позволит мотивировать обучающихся общеобразовательных программ к освоению программ СПО.

Формирование учебного плана, обеспечивающего достаточный уровень практико-ориентированности и сопряжение программ общего и профессионального образования, позволит повысить привлекательность программ СПО для абитуриентов.

Обеспечение плотного взаимодействия с работодателем обеспечит гарантированное трудоустройство выпускников.

Основная цель практико-ориентированного подхода в образовании – построить оптимальную модель (технологию), сочетающую применение теоретических знаний в решении практических задач, связанных с формированием общих и профессиональных компетенций специалиста (рабочего).

Построение процесса обучения на базе практико-ориентированных образовательных технологий позволяет максимально приблизить содержание учебных дисциплин студентов к их будущей профессии (специальности), дает возможность проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих специалистов.

Таким образом, внедрение практико-ориентированных условий будет способствовать совершенствованию существующих образовательных программ и технологий для подготовки работников отраслевых и региональных рынков услуг, обладающих качественно новым уровнем профессиональных компетенций, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.

Создание таких условий возможно только на основе взаимодействия с работодателем.

Тесное взаимодействие между колледжем и работодателем дает возможность:

─ привлекать для учебной и практической работы со студентами высококвалифицированных специалистов;

─ вырабатывать единые требования к компетентности специалиста;

─ ускорять процесс профессиональной адаптации выпускников, гарантировать их трудоустройство.

Работодатели, в свою очередь, получают возможность:

─ получить специалистов, соответствующих потребностям работодателя;

─ осуществлять работу по непрерывному образованию сотрудников;

─ быстро адаптировать молодых специалистов;

─ получать помощь в организации и проведении конференций, семинаров.

Для подготовки конкурентоспособного специалиста большое значение имеет привлечение в преподавательскую деятельность опытных профессионалов, участие работодателей в научно-практических конференциях, а также в профессиональных конкурсах, проводимых среди выпускников, которые наряду с итоговой государственной аттестацией подводят итог теоретической и практической подготовки студентов.