МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕДЖЕ

Методические рекомендации по формированию интегрированной образовательной среды в многофункциональном колледже разработаны в рамках реализации проекта: «Разработка концепции многофункциональных колледжей, в том числе межрегиональных, с учетом мнения экспертного сообщества и опыта субъектов Российской Федерации» для обеспечения эффективности работы профессиональных образовательных организаций позиционирующих себя в качестве многофункциональных колледжей.

Данные рекомендации предназначены для работников профессиональных образовательных организаций с целью методического сопровождения создания и организации деятельности многофункциональных колледжей. Рекомендации содержат основные подходы к созданию интегрированной образовательной среды, обеспечивающей решение основных задач многофункционального колледжа.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие положения

2. Нормативные основания

3. Термины и определения

4. Основные направления деятельности по созданию интегрированной образовательной среды

5. Интеграция образовательного пространства

6. Интеграция процессов и технологий

7. Интеграция образовательных средств ресурсов

8. Ожидаемые эффекты

ВВЕДЕНИЕ

В педагогике под интеграцией понимается высшая форма выражения единства целей, принципов, содержания и организации процесса обучения и воспитания. Именно поэтому для современной образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, становится наиболее актуальным формирование интегрированной образовательной среды. В настоящее время в общем и среднем профессиональном образовании стали появляться организации, которые являются образовательными комплексами, объединяющими социальные институты, у которых имеется средовый подход к конструированию образовательного пространства, выражающийся во всесторонней интеграции образовательной среды. Именно такие образовательные организации должны стать эталонами при формировании многофункциональных колледжей. Результатом их функционирования стало формирование у обучающихся качественно новой целостной системы знаний и умений.

Интеграция, как целостное явление, объединяет разные виды деятельности, технологии, приемы и методы в единую систему на основе комплексного планирования. В последнее время наблюдается тенденция синтеза различных уровней образования на основе преемственности ряда требований к результатам, направленное на проникновение одной программы в другую, что содействует формированию компетенций обучающихся, овладев которыми, они в состоянии решать сложные, комплексные учебные и профессиональные задачи. Именно на решение этих задач и направлено формирование интегрированной образовательной среды в профессиональной образовательной организации.

Интегрированная образовательная среда – это единая образовательная среда обеспечивающая целостность всех процессов, реализуемых в образовательной организации, одинаково доступная для всех категорий обучающихся.

Интегрированная среда – среда благоприятная для развития общих и профессиональных компетенций и освоения квалификаций, востребованных на региональном рынке труда. Преимущественными технологиями для организации образовательной деятельности многофункциональных колледжей могут считаться те, которые ориентированы на самостоятельность обучающегося, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен и преподавателем, и аудиторией, и самим обучающимся, например, реализация и защита проектов, подготовка и участие в конференциях, конкурсах профессионального мастерства и др. Особые возможности для применения таких технологий дает цифровизация образовательного процесса.

В современных условиях идет активное становление информационного общества, что меняет все аспекты жизнедеятельности человека. Сегодня становится важным, независимо от выбранного профиля профессиональной деятельности владение информационными технологиями, электронными ресурсами и средствами. В информационном обществе информация, уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан. В России информационное общество характеризуется широким распространением беспроводных технологий, сетей связи и доступностью мобильных устройств (Аналитическое агентство AC&M Consulting представило отчет о количестве абонентов мобильной связи в России по состоянию по итогам первого полугодия 2019 г.: на одного россиянина в среднем приходится 1,78 номеров мобильной связи)[1]. Создана система предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, к которой подключились более 75% россиян[2]. Граждане имеют возможность направить в электронной форме индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. [Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203] Все это требует при создании интегрированной образовательной среды образовательной организации, заложить возможности всестороннего освоения новых информационных технологий для различных категорий граждан и использования этих возможностей (сбора и обработки информации, организации обучения с удаленным доступом и т.д.) для организации образовательного процесса.

В целом цифровое общество рассматривается как система, основанная на использовании новых технологий в созданной цифровой среде, с новыми требованиями экономики к кадрам. Цифровая экономика – хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. Главным способом обеспечения эффективности цифровой экономики становится внедрение цифровых технологий обработки данных, что позволит уменьшить затраты при производстве товаров и оказании услуг.

Интегрированная образовательная среда, имеет целью сопряжение образовательного процесса, в том числе, с процессами адаптации в цифровом обществе и производственными задачами информатизации экономики.

Важным аспектом интегрированной образовательной среды становится комплексный подход при формировании информационной образовательной среды, которая призвана стать содержательно-технологическим наполнением пространства колледжа, стать фундаментом профессионального становления и развития творческого потенциала обучающихся.

При этом должна быть выстроена цифровая образовательная среда профессиональной образовательной организации, которая состоит из комплекса информационных и телекоммуникационных ресурсов, технических устройств и применяемых технологий, в том числе направленных на хранение и обработку информации.

Создается информационная база, содержащая сведения об имеющихся образовательных ресурсах, графиках их использования, правилах доступа, и обеспечивающая возможность удаленного доступа обучающихся всех подразделений к образовательным ресурсам организации, поддерживающая актуальную информацию о проводимых мероприятиях и результатах деятельности колледжа, как на сайте организации, так и в  социальных сетях и средствах массовой информации.

Кроме того, на современном этапе развития системы профессионального образования на первый план выдвигаются задачи становления личности каждого обучающегося в соответствии с особенностями его психофизического развития, что тоже должно найти отражение в деятельности многофункционального колледжа. Причем, тенденции таковы, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалиды имеют право выбора места и способа обучения. В результате таких преобразований многие лица с ОВЗ и инвалиды обучаются в условиях интегрированного обучения как на уровне общего образования, так и в среднем профессиональном образовании.

В научной литературе определено, что образовательная среда является продуктом отношений между субъектами образовательного пространства. В самом общем смысле, по мнению Т. П. Кунцевич,[3] образовательная среда определяется как среда человека, его естественное и социальное окружение. В. А. Ясвин[4] определяет образовательную среду как совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе взаимодействия. В системе специального образования под «интегрированной образовательной средой» понимают специально организованную среду, которая моделируется педагогом с учетом особых потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в социализации и интеграции в общество. Одной из основных задач педагогического коллектива является обеспечение безбарьерной, адаптивной, развивающей, личностно-ориентированной образовательной среды для всех обучающихся. Для обучения лиц с ОВЗ должна быть создана такая образовательная среда в образовательных организациях, которая будет адекватной возможностям и потребностям конкретного обучающегося, будет способствовать профилактике ограничений, обусловленных психофизическими нарушениями, окажет стимулирующее воздействие на продвижение обучающихся в развитии, поможет им войти в независимую и самостоятельную жизнь.

Образовательная среда во многом определяет и привлекательность образовательных программ для абитуриентов, так как при поступлении на обучение оценивается место, где планируется реализация программы, общая атмосфера, а также оснащенность образовательного процесса и его успешность, так как наличие современных информационно-коммуникационных средств, применение практико-ориентированных технологий и заинтересованность педагогического коллектива позволяют повысить мотивацию обучающихся.

Таким образом, формирование интегрированной образовательной среды является одной из важнейших задач организации деятельности многофункционального колледжа. При этом интегрированная образовательная среда должна использовать все возможности современных информационных технологий, обеспечивать условия для успешной реализации всех образовательных программ для любых категорий обучающихся, в том числе для лиц с ОВЗ и инвалидов, повысить эффективность выполнения основных функций колледжа по обеспечению реализации образовательных программ и иных видов деятельности.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  1. Методические рекомендации по формированию интегрированной образовательной среды в многофункциональном колледже (далее – Методические рекомендации) предназначены для профессиональных образовательных организаций, реализующих целевую модель многофункционального колледжа, ориентированных на формирование траекторий непрерывного профессионального образования, предусматривающего реализацию широкого спектра программ, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
  2. Методические рекомендации будут полезны управленческим кадрам, методистам и педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций при формировании интегрированной образовательной среды.
2. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ

Нормативным и методическим основанием для разработки данных рекомендаций являются следующие документы:

 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Многофункциональный колледж не является отдельным типом образовательной организации, это не правовой статус профессиональной образовательной организации, влекущий за собой целый набор формальных признаков, имеющих правовые последствия.

Многофункциональный колледж – это набор характеристик, позволяющий выделить из всего массива профессиональных образовательных организаций группу, отвечающую определенным признакам. Совокупность данных характеристик может рассматриваться как целевая модель стратегического развития для профессиональных образовательных организаций, ориентированных на развитие.

Интегрированная образовательная среда – это комплекс средств, ресурсов, образовательных технологий, методических форм и педагогических приёмов, призванных обеспечить реализацию образовательных программ для различных категорий обучающихся и организацию иных видов деятельности, предусмотренных программой развития многофункционального колледжа, в том числе производственной деятельности в рамках профиля реализуемых программ.

Цифровая образовательная среда (далее – ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса, включающая систему условий и возможностей, подразумевающая наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры и предоставляющая обучающемуся набор цифровых технологий и ресурсов для самореализации, личностно-профессионального развития.

Образовательное пространство - простирается и охватывает все те объекты и процессы, которые включаются в образовательный процесс, приводят к образовательному результату — приращению индивидуальной культуры человека (освоению ценностей, овладению различными способами мышления, деятельности и поведения). Образовательное пространство, с одной стороны, «захватывает» некоторую часть окружающей среды, выделяя то, что мы называем образовательной средой, с другой стороны — человека, где он как участник процесса образования выступает в качестве образующегося.

Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) – информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. К средствам ИКТ часто относят аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон, интерактивная доска) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д).

Цифровые технологии – информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, виртуальные, мультимедийные технологии, позволяющие обеспечить сбор и представление информации о различных объектах с целью обеспечения удаленного взаимодействия между ними и (или) управления ими. Часто такие технологии называют «умные» (smart) (например, дополненная и виртуальная реальность, Интернет вещей, искусственный интеллект, 3D печать и т.д.). «Умные» технологии позволяют автоматизировать большинство рутинных операций. При позитивном сценарии развития цифрового общества именно такие технологии обеспечат снятие физических, административных и социальных барьеров для самореализации человека. Цифровизация (в широком контексте) – переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую.

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЗДАНИЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Многофункциональный колледж должен стать ориентиром для формирования образовательных организаций нового типа, создающих интегрированное образовательное пространство, которое наряду с решением образовательных задач решает воспитательные и производственные задачи, а также, задачи профессионального роста и становления профессионалов для экономики отраслей региона.

При формировании образовательной организации нового типа, которая является центром по подготовке кадров для экономики региона, необходимо спланировать мероприятия, обеспечивающие:

- создание интегрированного образовательного пространства, обеспечивающего: решение основных задач, включенных в программу развития профессиональной образовательной организации и выполнение основных функций, связанных с реализацией образовательных программ для разных категорий обучающихся; выполнение производственных задач при прохождении учебной и производственной практики; зонирование пространства колледжа на учебное, производственное пространство, места общего пользования и пространство для взаимодействия обучающихся;

- формирование интегрированных процессов и комплексное внедрение современных образовательных технологий и методов обучения: создание совместных воспитательных мероприятий для разных категорий обучающихся, реализация совместных проектов обучающихся разных подразделений, конкурсов профессионального мастерства для сборных групп, сопряжение учебных планов, учет достигнутых результатов, внедрение практико-ориентированных технологий, применение дистанционных технологий и электронного обучения, внедрение единой цифровой образовательной среды и др.;

- проведение интеграции средств и образовательных ресурсов для обеспечения интегрированной на электронном ресурсе колледжа базы данных об имеющихся ресурсах по реализации программ, включая сведения о кадровом составе, материально-техническом оснащении, методических разработках, информационных и электронных ресурсах и образовательных средствах, об уровне квалификации педагогов и их методических разработках, для обеспечения возможности оперативного выстраивания программ обучения по  запросам слушателей для достижения наиболее высокого качества, для выстраивания повышения квалификации педагогических работников и др.

Основными направлениями деятельности по созданию интегрированной образовательной среды являются:

1. Интеграция образовательного пространства, включающее создание дизайн-проекта современной образовательной организации; проведение реструктуризации помещений образовательной организации, обеспечивающей в том числе создание доступной образовательной среды; зонирование помещений с учетом решаемых задач и др.);

2. Интеграция процессов и технологий с формированием порядка учета и внедрения успешных практик по реализации программ и организации производственных процессов;

3. Интеграция средств и образовательных ресурсов, включающая создание информационной базы и обеспечение информационной открытости.

Особенностью образовательной среды профессиональной образовательной  организации то что в среднем профессиональном образовании это многоуровневая система условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности организации в целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном аспектах, выступающая эффективным средством формирования необходимого спектра общих и профессиональных компетенций обучающегося.

5. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Построение образовательного пространства СПО как единой, внутренне целостной системы, каждый из элементов которой прямо или опосредованно связан с любым другим элементом, предусматривающим интеграцию процессов обучения различных категорий обучающихся, позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить мотивацию к обучению и сформировать целостное представление о решаемых в ходе профессиональной деятельности задач. 

Должно быть обеспечено единство образовательного пространства многофункционального колледжа для чего применяется интеграционные процессы.

Первым этапом этого процесса должно стать формирование дизайн проекта, обеспечивающего:

Интеграция в данном случае выражается в обеспечении единого стиля, включения в дизайн элементов цифровой среды, обеспечение наличия многофункциональных зон и создании доступной образовательной среды.

У современной образовательной организации, должен быть единый стиль оформления учебных помещений, помещений общего пользования, мест отдыха и т.д. Обучающиеся должны чувствовать свою причастность к данной образовательной организации. При разработке дизайн-проекта необходимо руководствоваться современными подходами к оформлению помещений, включая в дизайн современные средства цифровизации. Должны быть предусмотрены зоны проведения занятий, производственной деятельности, отдыха и общения для различных групп обучающихся и другие помещения, обеспечена доступность учебных помещений, зон отдыха и мест общего пользования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Основное противоречие профессионального образования на практике состоит в том, что овладение профессиональной деятельностью должно быть обеспечено в рамках качественно иной учебной деятельности.  Разрешению этого противоречия способствует активизация обучения, обеспечивающая воссоздание предметного и социального контекстов профессиональной деятельности, т.е. – установления системы множественных внутренних взаимосвязей между учебной деятельностью будущего специалиста его будущей профессиональной деятельностью.

В связи с этим особое внимание при проектировании современного образовательного пространства необходимо уделить производственным помещениям. В них наряду с рабочими местами по производству продукции или оказанию услуг должна быть предусмотрена зона для организации образовательного процесса, подготовки к занятиям, изучению теоретических основ производственных процессов.

Кроме того, в рамках формирования образовательного пространства производственных мастерских нужно продумать вопросы создания на их базе центров проведения демонстрационного экзамена.

6. ИНТЕГРАЦИЯ ПРОЦЕССОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

Для выстраивания интегрированных процессов, работающих одновременно на задачи по обучению различных категорий обучающихся по различным программам (школьников, студентов среднего профессионального образования, взрослого населения, предпенсионеров) необходимо проанализировать планируемые результаты и мероприятия в рамках реализуемых программ.

На основе анализа определить точки общности решаемых задач и разработать мероприятия по выполнению совместных работ или проведению общих мероприятий. При этом могут быть запланированы и учебные мероприятия, и мероприятия воспитательного характера, а также решение производственных задач.

Совместными учебными мероприятиями могут стать решение ситуационных задач, конкурсы профессионального мастерства, викторины, выполнение проектов на профессиональные темы, выступления на круглых столах и конференциях.

В рамках воспитательных мероприятий должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на формирование метапредметных и личностных результатов по программам среднего общего образования и формирования общих компетенций по программам среднего профессионального образования, которые во многом пересекаются.  Мероприятия должны быть отражены в программе воспитательной работы колледжа, которая обновляется ежегодно.

Наряду с этими мероприятиями должна быть предусмотрена деятельность по созданию цифровой образовательной среды которая складывается из информационных средств (цифровой компонент), из цифрового оборудования (это техническое оснащение процессов цифровизации) и цифровые средства (это технологии применяемые для применения цифрового оборудования) в образовательном процессе).  (см. рис 1)

Рис. 1. Составные элементы цифровой образовательной среды

Формирование цифровой образовательной среды позволит решить ряд задач многофункционального колледжа на высоком качественном уровне благодаря использованию доступных электронных образовательных средств:

а) Развитие сотрудничества с глобальными платформами открытого образования;

б) Включение онлайн-курсов, реализуемых на глобальных платформах открытого образования в создаваемые механизмы зачета результатов обучения.

Мероприятиями для становления и развития цифровой образовательной среды станут:

1. создание инфраструктуры образовательных организаций, необходимой для широкого использования цифрового контента;

2. интеграция цифровой образовательной среды между уровнями образования, формирования единого цифрового портфолио обучающегося, начиная с обучения в общеобразовательной организации или в рамках общеобразовательных программ реализуемых в колледже, необходимого для выстраивания непрерывной образовательной траектории и сопряжения учебных планов;

3. выход на новые модели организации образовательного процесса и присвоения квалификаций путем учета осваиваемых результатов нарастающим итогом, в перспективе позволяющие дополнить существующие формы получения образования;

4. формирование условий для обеспечения активного участия в разработке онлайн-курсов, доступных в рамках информационного сервиса, имеющими высокую репутацию в образовательном сообществе.

При создании на базе многофункционального колледжа производственного участка или малого предприятия и обучающиеся, и преподаватели должны быть включены в решение реальных производственных задач. Это могут быть и ситуационные задачи на теоретических занятиях, и практические задачи выполнения трудовых функций на практических и лабораторных занятиях, а также на занятиях учебной и производственной практики и др.

Для интеграции опыта применения современных образовательных технологий обучения необходимо сформировать систему обмена опытом по применяемым технологиям, проведения мастер-классов и разработки и проведения курсов повышения квалификации педагогических работников. Под системой понимается комплекс мер по созданию информационной базы, формирования локальных актов, предусматривающих процедуры оформления, оценки и учета лучших практик, формирование плана повышения квалификации педагогических работников, а также порядок стимулирования педагогических кадров.

При формировании интегрированных образовательных технологий необходимо обеспечить вовлеченность во все процессы лиц с ОВЗ и инвалидов (в случае наличия). Для этого необходимо учесть индивидуальные особенности лиц с ОВЗ и инвалидов, обеспечив их необходимыми каналами информации и предоставив доступ ко всем образовательным ресурсам.

Должно быть обеспечено осуществление в электронной (цифровой) форме следующих процессов (видов деятельности):

- планирование образовательного процесса;

- размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

- фиксирование хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством сети Интернет;

 - использование данных, формируемых в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;

- контроль доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

- осуществление взаимодействия образовательной организации с органами, отвечающими за управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями.

В дальнейшем при развитии цифровой образовательной среды потребуется анализ не только структурированных данных об обучающихся, но и неструктурированных, что позволит выстраивать образовательный процесс ориентируясь на возможности каждого обучающегося. Именно поэтому в структуру информационной образовательной среду нужно предусмотреть развитие систем анализа больших данных.

Всю совокупность существующих данных можно условно разделить на две основные группы. К первой относятся структурированные данные, то есть те, которые ручным способом вносятся в электронные таблицы, традиционные базы данных, подвергаются обработке и анализу. Количество структурированных составляет лишь 5% от всех данных. Вторую группу составляют неструктурированные данные, т.е. те, которые появляются в виде различных «цифровых следов» взаимодействия человека с электронной средой. Именно эти данные являются наиболее ценными для принятия управленческих решений в образовании для повышения его качества.

Цифровой след (или цифровой отпечаток; англ. digital footprint) – совокупность информации о действиях пользователя, собранные в цифровой среде. Может включать в себя информацию, полученную из Интернета, мобильного Интернета, веб-пространства и других источников. Цифровой след организует базу данных и фактов, имеющих отношение к работе в цифровой среде. Это могут быть личные профили и учетные записи в социальных сетях, информация о посещаемых веб-сайтах, открытые и созданные файлы, личные сообщения, репосты и комментарии, видео, фотографии и другая цифровая активность.

В образовании необходимо создание системы, которая сможет анализировать огромное количество информации на основе методов искусственного интеллекта: как человек ведет себя в Сети, какие у него интересы, успехи в учебе, какой у него «цифровой след», на основе этих данных возможно скорректировать и учебные мероприятия и мероприятия по воспитательной работе (предложение новых проектов, мастер-классов, конкурсов, объединение в группы по профессиональным и учебным интересам, формирование сообществ, увлеченных каким-то предметом, проектом, общей идеей).

Кроме того, необходимо предусмотреть возможности перевода документооборота в образовательной организации в специальную цифровую образовательную систему, которая позволит сократить процессы разработки, рассмотрения и утверждения текущей документации и обеспечит снижение бюрократической нагрузки.  При организации данных процессов необходимо обеспечить их локальными нормативными актами.

7. ИНТЕГРАЦИЯ СРЕДСТВ И РЕСУРСОВ

Колледжи, позиционирующие себя в качестве многофункциональных, часто имеют несколько зданий, которые в некоторых случаях находятся на значительном расстоянии друг от друга.  Для успешной деятельности многофункционального колледжа необходимо создание интегрированной информационной образовательной среды, содержащей сведения о всех имеющихся образовательных средствах и ресурсах, задействованных в процессе обучения.

Во-первых, во всех корпусах должна быть обеспечена высокоскоростная интернет-связь для обеспечения успешной коммуникации и возможности организации видеоконференцсвязи, дистанционных совещаний и учебных занятий.

Во-вторых, оснащение всех учебных помещений современными информационными средствами и обеспечение образовательными ресурсами.

Ресурсами, обеспечивающими образовательный процесс, являются финансовые, информационные, учебно-методические, материально-технические и кадровые.

Каждый из этих ресурсов должен быть предусмотрен по каждой реализуемой программе. Каждый требует его информационного сопровождения и регулирования, что должно найти отражение в программе развития или дорожной карте становления и развития многофункционального колледжа.

Одним из направлений интеграции является создание единой информационной базы о имеющихся ресурсах, которая позволит более гибко выстраивать образовательный процесс для каждой из программ, обеспечивая наиболее эффективную загрузку оборудования и использования средств обучения.

Комплексная интеграция средств и ресурсов должна обеспечивать:

8. ОЖИДАЕМЫЕ ЭФФЕКТЫ

Формирование интегрированной образовательной среды в многофункциональном колледже должно обеспечить создание современной образовательной организации, отвечающей последним требования развития общества и отраслей экономики.

Государство заинтересованно, чтобы в условиях цифровой экономики каждый гражданин мог получить новые знания и навыки в любой момент жизни. С этой целью и возник проект "Современная Цифровая Образовательная Среда".

В конечном счете образование к 2024 году обещает стать более инклюзивным, гибким, ориентированным на международные стандарты во всем — от читательской грамотности и до освоения практических профессиональных навыков.

Именно поэтому интегрированная образовательная среда в первую очередь должна включать все необходимые элементы цифровой образовательной среды, при этом педагогические кадры как один из образовательных ресурсов, обеспечивающих условия реализации программ, должны не только владеть умениями использования информационных образовательных средств, но и обладать компетенциями по разработке электронных образовательных ресурсов.

Создание интегрированной образовательной среду меняет все аспекты реализации программ: меняется образовательное пространство, процессы и технологии, образовательные ресурсы и средства.

Внедрение интегрированной образовательной среды на уровне образовательной организации позволит обеспечить:

На уровне региона создание интегрированной образовательной среды позволит обеспечить:

На уровне государства внедрение интегрированной образовательной среды позволит обеспечить:

Для оценки успешности создания интегрированной образовательной среды СПО необходимо учесть следующий набор критериев:

1) функциональная полнота – способность образовательной среды формировать необходимый набор профессиональных и общих компетенций будущего специалиста, заданных соответствующими образовательными стандартами и программами, а также решать задачи по производству продукции (оказанию услуг);

2) социальная полнота – степень нацеленности образовательной среды СПО на удовлетворение образовательных потребностей непосредственных потребителей образовательных услуг (обучающихся и их семей), а также запросы работодателей;

3) насыщенность – показатель, отражающий долю активных компонентов образовательной среды (современных производственных ресурсов и технологий, контактов с носителями профессионального контекста, образовательных проектов, самоуправления обучающихся и т.д.);

4) открытость – характеристика количества активных каналов социального партнерства и взаимодействия данной образовательной среды с различными субъектами внешнего образовательного контекста, в том числе в рамках сетевого взаимодействия, информационной открытости и др.;

5) согласованность – степень непротиворечивости друг другу различных структурных компонентов, составляющих образовательную среду профессиональной образовательной организации;

6) доступность образовательной среды – характеризует возможность доступа для обучения и отдыха обучающихся различных возрастных групп, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

7) доминантность – способность образовательной среды быть ведущим фактором профессионализации, в целом, социализации личности обучающегося;

8) эффективность – интегральный показатель, характеризующий высокую степень функциональной и социальной полноты, насыщенности, открытости, согласованности и доминантности образовательной среды СПО.


[1] Портал «Протариф» https://www.protarif.info/news/new?id=3991.

[2] Портал «Государство. Бизнес. ИТ» https://www.tadviser.ru/index.php/.

[3] Кунцевич Т. П. Образовательная среда как фактор социализации детей в условиях центра // Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями: Пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями. Минск, 2005. С. 93–106.

[4] Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. – 365 с.