Локальные нормативные акты в системе профессионального образования
в условиях вступления в силу Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации»

В целях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональная образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Ниже представлены полномочия (компетенция) профессиональной образовательной организации и законодательное обоснование необходимости принятия локального нормативного акта или регламентация данных вопросов на уровне профессиональной образовательной организации. 

  1. Осуществление образования на иностранном языке в соответствии с образовательной программой (ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации).

  2. Определение языка обучения (ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации).

  3. Определение перечня используемых учебные изданий, в том числе электронных (ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации).

  4. Создание совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации).

  5. Определение структурных подразделений, обеспечивающих осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  6. Принятие правил внутреннего распорядка обучающихся (ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  7. Принятие правил внутреннего трудового распорядка (ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  8. Установление видов и условий поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности (ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  9. Порядок индивидуального учета результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранения в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях (ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  10. Организацию и проведение научных и методических конференций, семинаров (ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  11. Правил приема обучающихся (ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  12. Режима занятий обучающихся (ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  13. Форм, периодичности и порядка текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  14. Порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся (ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  15. Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями законными представителями несовершеннолетних обучающихся (ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  16. Порядок обучения по индивидуальным учебным планам, ускоренного обучения (ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  17. Предоставление обучающимся мер социальной поддержки (ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  18. Порядок посещения обучающимися по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом (ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  19. Оказание материальной поддержки нуждающимся студентам в размере месячного размера стипендиального фонда (ст. 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  20. Установления требований к одежде обучающихся (ст. 38 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  21. Определение размера платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся, в том числе и понижение размера оплаты (ст. 39 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  22. Создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  23. Обеспечение доступа педагогического работника к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  24. Порядок пользования педагогическими работниками образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  25. Нормы профессиональной этики педагогических работников (ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  26. Порядок проведения аттестации педагогических работников на подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым должностям (ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

  27. Порядок снижения стоимости платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (ст. 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Основными локальными нормативными актами, принимаемыми и (или) приводимыми в соответствие с действующим законодательством в профессионального сфере образования, являются:

- устав;

- правила приема в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования;

- правила внутреннего распорядка обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения;

- положение об аттестации педагогических работников государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения;

- положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения;

- кодекс (нормы) профессиональной этики педагогических работников государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения;

- положение о зачете результатов обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ, освоенных в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- положение о промежуточной аттестации обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения;

- положение о порядке перевода, отчисления и условиях восстановления обучающихся в профессиональном образовательном учреждении.

Устав профессиональной образовательной организации

Устав является локальным нормативным учредительным документом, на основании которого оно действует (пункт 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В уставе профессиональной образовательной организации должна содержаться следующая информация:

1) тип образовательной организации (ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ);

2) учредитель или учредители образовательной организации (ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ);

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности (ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ);

4) перечень, структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации (ст. 25, ч.ч. 4-5 ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ);

5) порядок утверждения положения о структурном подразделении образовательной организации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ);

6) указание на научную и (или) творческую деятельность образовательной организации (ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ);

7) специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе (ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 273-ФЗ);

8) порядок участие обучающихся в управлении образовательной организацией (п. 17 ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ);

9) порядок участие педагогических работников в управлении образовательной организацией (п. 9 ч. 3 ст. 47 Федерального закона № 273-ФЗ);

10) порядок участия научно-педагогических работников в управлении образовательной организацией (п. 1 ч. 2 ст. 50 Федерального закона № 273-ФЗ);

11) порядок занятия должности руководителя образовательной организации (ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ);

12) права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией (ч. 6 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ);

13) порядок избрания президента образовательной организации высшего образования и его полномочия (ч. 13 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ);

14) права, обязанности и ответственность инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции образовательных организаций (ч. 3 ст. 52 Федерального закона № 273-ФЗ);

15) цели деятельности образовательных организаций (ч. 1 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ);

16) виды деятельности образовательных организаций (ч. 1 ст. 102 Федерального закона № 273-ФЗ);

17) цели, на которые направляется имущество образовательной организации при ее ликвидации, после удовлетворения требований кредиторов (ч. 3 ст. 102 Федерального закона № 273-ФЗ);

18) иная информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ).

Отдельные положения устава могут быть слишком объемны (например, структура и полномочия органов управления профессиональным образовательным учреждением), потому целесообразно размещать их не в самом тексте устава, а оформлять в виде отдельного документа – приложения к уставу или в форме локального нормативного акта.

Правила приема
в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
для обучения по основным профессиональным образовательным программам
среднего профессионального образования

Правила приема регламентируют процедуру приема граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки специалистов среднего звена) за счет средств бюджета, по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств юридических и (или) физических лиц, а также определяют особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Правила приема разрабатываются профессиональной образовательной организацией самостоятельно в соответствии с нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования».

В правилах приема описываются следующие вопросы:

- организация приема граждан для обучения по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования;

- порядок приема документов от поступающих лиц;

- перечень вступительных испытаний;

- особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- общие правила подачи и рассмотрения апелляций;

- порядок зачисления для обучения по основным образовательным программам среднего профессионального образования;

- особенности проведения приема иностранных граждан.

Правила внутреннего распорядка обучающихся
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Правила внутреннего распорядка обучающихся профессионального образовательного учреждения разрабатываются в целях реализации части 3 статьи 28 и статьи 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Приказа Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания». 

Правила устанавливают распорядок для обучающихся профессионального образовательного учреждения во время образовательного процесса, их нахождения на территории учреждения и (или) во время мероприятий с участием обучающихся учреждения, основания и порядок привлечения обучающихся учреждения к дисциплинарной ответственности и поощрения.

Положение об аттестации педагогических работников
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Положение разрабатывается в соответствии со статьей 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и регламентирует порядок организации деятельности аттестационной комиссии и проведения аттестации педагогических работников государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения. 

Аттестация проводится с целью:

- подтверждения соответствия или несоответствия работников, в том числе педагогических, (уровня их квалификации) занимаемым ими должностям (квалификационным требованиям) (часть 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);

- назначения работников на должности, по которой они не соответствуют требованиям к квалификации (пункт 9 раздела «Общие положения» Приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Положение о комиссии по урегулированию споров
между участниками образовательных отношений
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Положение разрабатывается в соответствии со статьей 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и регламентирует порядок создания, организации работы, принятия и исполнения решений комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в профессиональном образовательном учреждении. Комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.

Положение регламентирует порядок создания и состав такой комиссии, порядок (процедуру) рассмотрения споров.

Кодекс (нормы) профессиональной этики педагогических работников государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения 

Кодекс (нормы) профессиональной этики педагогических работников профессионального образовательного учреждения разрабатывается в целях реализации части 4 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Кодекс содержит свод правил и принципов профессионального поведения педагогического работника во время образовательного процесса, в том числе может устанавливать требования к внешнему виду педагогического работника.

Положение о зачете результатов обучающихся
государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ,
освоенных в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Положение о зачете результатов обучающихся профессионального образовательного учреждения дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ, освоенных в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность разрабатывается в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464, Порядком и условиями осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки,  утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 октября 2013 г. №1122, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2013 г. № 499.

Положение регламентирует порядок зачета результатов освоения в следующих случаях:

- при переходе обучающегося с одной специальности, профессии на другую внутри учреждения;

- при переходе обучающегося с одной формы обучения на другую;

- при приеме обучающегося в порядке перевода из другой образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования;

- при восстановлении лиц, ранее обучавшихся в учреждении;

- при поступлении в учреждение для получения второго среднего профессионального образования.

Положение о промежуточной аттестации
обучающихся государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Положение о промежуточной аттестации обучающихся профессионального образовательного учреждения разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464.

Положение определяет форму, порядок, правила проведения промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования. При этом качество подготовки обучающихся посредством промежуточной аттестации осуществляется путем оценки уровня освоения дисциплин и компетенций обучающихся.

Положение о порядке перевода, отчисления
и условиях восстановления обучающихся в профессиональном образовательном учреждении

Положение разрабатывается в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации», Порядком Учреждении и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464.

Положение регулирует процедуру перевода, восстановления и отчисления обучающихся учреждения, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения образовательных отношений между учреждением и обучающимися, родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.