ПРОЕКТ

Кодекс (нормы)
профессиональной этики педагогических работников
_____________________________
(наименование профессиональной образовательной организации)

1. Общие положения

1.1. Кодекс (нормы) профессиональной этики педагогических работников __________________________  (наименование профессиональной образовательной организации) (далее – Кодекс, Организация) разработано(ы) в соответствии с частью 4 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормами морали и нравственности[1], положениями Конституции Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и международным законодательством.

1.2. Кодекс – это свод правил и принципов профессионального поведения педагогического работника во время образовательного процесса.

1.3. Целями Кодекса являются:

- установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности;

- содействие укреплению авторитета педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность;

- обеспечение единых норм поведения педагогических работников;

- __________________ (указать иное).

1.4. Задачами Кодекса являются:

- формирование у педагогического работника уважение к участникам образовательного процесса;

- обеспечение права педагогического работника на справедливое и объективное расследование нарушения им норм Кодекса;

- эффективное выполнение педагогическими работниками своих трудовых обязанностей;

- __________________ (возможно указать иное).

1.5. Принципами профессионального поведения педагогического работника являются гуманность, законность, справедливость, профессионализм, ответственность, солидарность, толерантность.

1.6. Кодекс вступает в силу со дня его утверждения директором Организации. Иные локальные нормативные акты Учреждения, принятые и (или) утвержденные до вступления в силу настоящего Положения, применяются в части, не противоречащей действующему законодательству и Положению.

1.7. Кодекс размещается на официальном сайте Учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Один экземпляр Кодекса хранится в библиотеке Организации.

2. Термины и понятия

2.1. Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации воспитательной деятельности.

2.2. Профессиональная этика педагогического работника – это система  принципов, норм и правил поведения в отношении с обучающимися, работниками гимназии, родителями (законными представителями).

2.3. Гуманность – принцип, а также соответствующие свойства характера и поведения, основанные на деятельном признании и уважении личности человека, содействие его благу без ограничения возможностей для свободы. Гуманность предполагает бескорыстное отношение к окружающим, сочувствие и поддержку, непричинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

2.4. Законность – соблюдение педагогическим работником законодательства, устава, настоящего Кодекса и локальным нормативных актов Организации. Педагогический работник может быть привлечен к правовой ответственности за нарушение обязательных для исполнения правил поведения.

2.5. Справедливость – беспристрастное отношение к участникам образовательного процесса. Педагогический работник должен совершать поступки, соответствующие характеру и степени взаимного поведения, обстоятельствам его совершения и личности участника образовательного процесса.

2.6. Профессионализм – знание своего дела, сущности выполняемой работы (оказываемой услуги), а также наличие знаний, умений, навыков и компетентности.

2.7. Ответственность – принцип, согласно которому педагогический работник отвечает за совершенные поступки, действие (бездействие).

2.8. Солидарность – активное сочувствие действиям или мнениям участников образовательного процесса.

2.9. Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности участников образовательного процесса. 

2.10. Аморальный проступок – это виновное деяние (действие или бездействие) педагогического работника, грубо нарушающее нормы морали и нравственности, а равно способствующее совершению таких деяний со стороны обучающихся, отрицательно влияющее на выполнение им своих трудовых функций, унижающее честь и достоинство педагогических работников перед обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. 

2.11. Подарок – безвозмездная передача имущественных ценностей лицом, которому они принадлежат, в собственность другому лицу, за которую последнее лицо не обязано платить обычную цену.

3. Этические принципы и правила
профессионального поведения педагогического работника

3.1. В своей деятельности педагогический работник сохраняет культурные и исторические традиции Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и Организации.

3.2. Педагогический работник занимает активную жизненную позицию, участвует в жизни Организации, стремится к совершенствованию своих знаний, умений, навыков, методологии обучения.

3.3. Педагогический работник способствует реализации права на получение образования  любого обучающегося вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, его социального статуса, религиозных убеждений, материального положения.

3.4. Признавая, что главным условием педагогической деятельности является профессиональная компетентность, специальные знания и искусство в деле воспитания и обучения обучающихся, педагогический работник занимается самообразованием и самосовершенствованием.

3.5. Педагогический работник своим поведением подает положительный пример участникам образовательного процесса.

3.6. Педагогический работник дорожит своей репутацией и добрым именем Организации.

3.7. Педагогический работник соблюдает правила русского языка, культуру устной и письменной речи, не использует сам и не допускает использования в присутствии участников образовательного процесса  ругательств, вульгаризмов, грубых или оскорбительных фраз.

3.8. Педагогический работник строит отношения с участниками образовательного процесса на основе взаимного уважения и доброжелательности.

3.9. Педагогический работник уважает честь и достоинство обучающегося, не может оставить без внимания любые формы проявления жестокости или унижения по отношению к обучающемуся, иным участникам образовательного процесса.

3.10. Грубое и негуманное отношение к обучающемуся, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение к кому-либо из обучающихся предпочтения или неприязни со стороны педагогического работника недопустимы.

3.11. Педагогический работник своим примером способствует укреплению в обучающихся веры в их собственные силы и способности.  

3.12. Педагогический работник в своей профессиональной деятельности  выбирает методы, развивающие познавательный интерес обучающихся,  ответственность, самостоятельность, желание помогать другим.

3.13. Педагогический работник при возникновении профессиональных затруднений обязан обратиться за помощью к коллегам и (или) специалистам (экспертам) в сфере образования.

3.14. Педагогический работник оказывает профессиональную помощь и поддержку коллегам в случае обращения к нему.

3.15. Педагогический работник хранит в тайне информацию об обучающихся, доверенную ему участниками образовательного процесса, в том числе высказанное мнение о родителях (законных представителях), иных работниках, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

3.16. Педагогический работник избегает ситуаций, способствующих возникновению конфликта интересов.

3.17. Во взаимоотношениях с коллегами педагогический работник обязан быть честным, справедливым, порядочным, с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым передавать свой опыт и знания.

3.18. Педагогический работник высказывает критику в адрес коллег аргументировано, конструктивно, без использования оскорбительных слов. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег.

3.19. Педагогический работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

3.20. Педагогический работник не вправе препятствовать родителю (законному представителю) несовершеннолетнего обучающегося или обучающемуся в выборе формы получения образования, в защите законных прав и интересов, участии в управлении Организацией.

3.21. Педагогический работник не вправе подвергать критике внутрисемейные ценности и верования обучающихся.

3.22. Педагогический работник соблюдает осторожность в практическом применении новых методов обучения и воспитания, нести личную  ответственность за результат.

4. Требования к внешнему виду педагогического работника

4.1. Приходя на занятие, педагогический работник должен быть в аккуратной одежде.

4.2. Одежда не должна быть сильно яркой и вызывающей.

4.3. Плечи, по возможности, должны быть закрыты.

4.4. Одежда должна быть удобной, но не противоречить общепринятым нормам приличия.

4.5. Приемлем деловой костюм, который подчеркивает официальность статуса педагогического работника.

К деловому костюму относят пиджак с юбкой или брюками и блузку.

4.6. Женщина может надеть классическое платье или костюм.

4.7. Предпочтительными цветами для одежды являются черный, коричневый, серый, темно-синий, темно-бардовый, бежевый. Рубашки и блузки могут быть постельных тонов.

4.8. Не допускается ношение одежды, указывающей на принадлежность к той или иной национальности и религии, кроме официальных и культурно-массовых мероприятий.

4.9. Обувь предпочтительней закрытая. Для женщины – на невысоком каблуке.

4.10. Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими.

4.12. Прическа, макияж и маникюр должны производить впечатление аккуратного и ухоженного человека. Макияж и маникюр - нейтральных тонов.

4.13. Недопустимо наличие у педагогического работника татуировок и пирсинга на открытых участках тела.

4.14. Парфюмерия не должна обладать слишком резким запахом, предпочтительны легкие запахи.

4.15. Выражение лица педагогического работника, его мимика, жестикулирование должны быть доброжелательными и располагающими к себе.

5. Конфликт интересов

5.1. Конфликт интересов педагогического работника – это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося.

5.2. Педагогический работник должен избегать ситуаций, при которых у них возникает конфликт интересов.

5.3. В случае возникновения конфликта интересов педагогический работник должен информировать об этом своего непосредственного руководителя.

5.4. Ситуацией, приводящей к конфликту интересов, может быть ситуация получения педагогическим работником подарков в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей

5.5. Педагогическим работникам не разрешается принимать от третьих лиц подарки:

- за совершение каких-либо действий (бездействия), связанных с выполнением трудовых функций;

- стоимостью свыше 3000 рублей;

- в отсутствие очевидного, общепринятого повода для подарка.

5.6. Использование педагогическим работникам ресурсов и имущества Организации в личных целях может привести к конфликту интересов.  

5.7. Педагогический работник использует имеющиеся в его распоряжении ресурсы и имущество Организации бережно, максимально эффективно и исключительно в рабочих целях.

6. Ответственность за нарушение положений Кодекса

6.1. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса – это один из критериев его профессионального поведения.

6.2. Директор Организации самостоятельно, по предложению Комиссии по урегулированию споров участников образовательных отношений или по инициативе уполномоченных органов власти (должностных лиц) принимает решение о применении мер правового воздействия в отношении педагогического работника, нарушившего нормы настоящего Кодекса.

6.3. Факты нарушения педагогическим работником правил и принципов педагогической этики и норм профессионального поведения, предусмотренных настоящим Кодексом, могут рассматриваться на заседании Комиссии по урегулированию споров участников образовательных отношений, а также учитываются при проведении аттестации педагогического работника на соответствие занимаемой должности.

6.4. При наличии в действиях (бездействии) признаков аморального проступка педагогический работник может быть подвергнут мерам дисциплинарного взыскания в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.


[1] Нормы морали и нравственности – это совокупность норм поведения, вытекающих из общепринятых представлений в обществе о хорошем и плохом, о правильном и неправильном, о добре и зле.