МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2020 г. по делу № 7-2578/2020

Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием старшего прокурора отдела прокуратуры г.Москвы Оглио Е.Ф. дело по жалобе законного представителя Религиозной организации - Духовной профессиональной образовательной организации Московский исламский колледж в лице директора Арсланова М.Р. на постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 12 декабря 2019 года, которым Религиозная организация - Духовная профессиональная образовательная организация Московский исламский колледж признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, установил:

постановлением заместителя прокурора г.Москвы от 22 октября 2019 года в отношении Религиозной организации - Духовной профессиональной образовательной организации Московский исламский колледж возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и для рассмотрения по подведомственности направлено в Симоновский районный суд г.Москвы, определением судьи которого от 05 ноября 2019 года материалы по территориальной подсудности на рассмотрение переданы в Мещанский районный суд г.Москвы.

12 декабря 2019 года судьей Мещанского районного суда города Москвы вынесено приведенное выше постановление, которое в настоящее время в Московский городской суд обжалует директор Религиозной организации - Духовной профессиональной образовательной организации Московский исламский колледж Арсланов М.Р. по доводам поданной жалобы, согласно которым, выводы судьи районного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам; вина организации во вмененном административном правонарушении не доказана, с учетом того, на момент проведения проверки образовательная деятельность Московского исламского колледжа на основании приказа директора от 25 мая 2019 года была приостановлена в связи с необходимостью устранения недостатков, выявленных предыдущей проверкой; приказ о приостановлении образовательной деятельности от 25 мая 2019 года был заявителем представлен в экспедицию прокуратуры г.Москвы 28 октября 2019 года; доказательств осуществление образовательной деятельности в колледже на момент проверки какими-либо достоверными доказательствами не подтвержден, в том числе, актом проверки, который не подписан представителем колледжа; выводы судьи районного суда основаны на доказательствах, представленных исключительно должностными лицами прокуратуры, которые составлены некорректно, содержат противоречия, не принимая во внимание позицию стороны защиты и представленные документы.

В судебном заседании Московского городского суда директор Религиозной организации - Духовной профессиональной образовательной организации Московский исламский колледж Арсланов М.Р. и защитник по ордеру адвокат Амиров В.А. в полном объеме поддержали указанные доводы поданной жалобы, настаивали на их удовлетворении.

Старший прокурор отдела прокуратуры г.Москвы Оглио Е.Ф. возражала против удовлетворения доводов указанной жалобы, сочтя оспариваемый судебный акт законным и обоснованным, основанным на совокупности допустимых и достоверных доказательств, являющейся достаточной для квалификации действий Московского исламского колледжа по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения стороны защиты, заключение прокурора, проверив доводы поданной жалобы, нахожу состоявшееся по делу постановление судьи суда первой инстанции законным и обоснованным ввиду следующего.

Административная ответственность по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пунктами 9 и 17 статьи 2 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с внесенными изменениями) определено, что образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ; образовательная программа определена как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Исходя из п.п.1, 2, 5 ст.12 указанного Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ, образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации; в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы; образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

На основании п.п.1, 2 ст.46 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Статьей 49 Закона об образовании в Российской Федерации установлено, что аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории; проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность; проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, а в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В соответствии с пп. 1 - 2 п. 2 ст. 90 вышеназванного Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ, государственная регламентация образовательной деятельности направлена на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований; государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя лицензирование образовательной деятельности.

В силу положений ст. 91 того же Федерального закона РФ от 29 декабря 2012года N273-ФЗ, пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ, лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N966, пунктом 3 которого установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению, в Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, включены основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы.

Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности, по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования предоставляется лицу исключительно при наличии лицензии.

Согласно Примечанию к ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 9 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2013года N966 "О лицензировании образовательной деятельности", к грубым нарушениям лицензионных требований и условий отнесены нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. "а - д, ж - к" п. 6 и пп. "б, д, е" п. 7 настоящего Положения; б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. "е" п. 6, пп. "а, в, г" п. 7 настоящего Положения.

По смыслу п.п. "б, г, д" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами, г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", д) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 13.30 час. 15 октября 2019 года в ходе проведения на основании решения прокурора г..Москвы № *** от 09 октября 2019 года сотрудниками прокуратуры совместно с экспертом в сфере образования - начальником отделения проведения проверок Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности Религиозной организации - Духовной профессиональной образовательной организации Московский исламский колледж, осуществляющей образовательную деятельность, не связанную с извлечением прибыли, на основании выданной бессрочно Департаментом образования г..Москвы лицензии от 09 июня 2018 года N***, бланк серии ***, на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, по дополнительной образовательной программе с подвидом: дополнительное образование детей и взрослых, по адресу*** Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N966, у лицензиата отсутствуют разработанные и утвержденные образовательные программы "Основы ислама" (очная форма, группа выходного дня), "Мусульманское богословие" (очная форма, по графику проведения), "Языковые курсы", в соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями программ учебных дисциплин, педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым

образовательным программам, и соответствующие требованиям ст.ст.46, 49 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.331 Трудового кодекса РФ, что является грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), и чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Факт совершения Религиозной организацией - Духовной профессиональной образовательной организацией Московский исламский колледж указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью добытых по делу и исследованных судьёй районного суда доказательств, в том числе, решением прокурора г..Москвы № *** от 09 октября 2019 года о проведении контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности Религиозной организации - Духовной профессиональной образовательной организации Московский исламский колледж по адресу осуществления образовательной деятельности, указанной в лицензии ; справкой сотрудника Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 октября 2019 года о проведении экспертизы представленных образовательным учреждением документов, в которой зафиксированы выявленные нарушения Московским исламским колледжем требований законодательства при организации образовательной программы; актом проверки, в котором подробно изложены выявленные нарушения, допущенные организацией при осуществлении образовательной деятельности; выпиской из ЕГРЮЛ и Уставом Религиозной организации - Духовной профессиональной образовательной организации Московский исламский колледж; приказом N001-ДУ по Духовному Управлению мусульман Европейской части России о назначении на должность директора Религиозной организации - Духовной профессиональной образовательной организации Московский исламский колледж Арсланова М.Р.; должностной инструкцией директора Религиозной организации - Духовной профессиональной образовательной организации Московский исламский колледж; выпиской из протокола N2 от 26 апреля 2016 года заседания Президиума Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман Российской Федерации; выданной бессрочно Департаментом образования г..Москвы лицензии от 09 июня 2018 года N***, бланк серии 77Л01 N***, на осуществление образовательной деятельности по образовательным

программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, по дополнительной образовательной программе с подвидом: дополнительное образование детей и взрослых, по адресу: г..*** с приложением к ней; фотоматериалом и скриншотами из Интернет-сайта организации; направленным в Департамент образования г..Москвы представлением председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации N*** от 09 апреля 2018 года, содержащим список преподавателей, осуществляющих образовательный процесс, включая Арсланова М.Р, Зарипова И.А, в отсутствие приказов о приеме их на работу, заключенных с ними трудовых договоров на осуществление преподавательской деятельности; штатным расписанием на 2019 года, приказом N*** от 01 октября 2019 года об утверждении штатного расписания; постановлением заместителя прокурора г..Москвы от 22 октября 2019 года, которым в отношении Религиозной организации - Духовной профессиональной образовательной организации Московский исламский колледж возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ года, вынесенным в присутствии защитника организации по доверенности Амирова В.А, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции РФ, ст.25.1 КоАП РФ, с постановлением он ознакомлен, с ним не согласился, копию его для сведения получил на руки, о чем имеются его собственноручные подписи.

Ввиду того, что в рассматриваемом случае дело возбуждено в соответствии с пп.3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ прокурором г.Москвы, а не должностным лицом административного органа, оснований для составления протокола об административном правонарушении не имелось, вынесенное прокурором на основании п. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении содержит все сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ.

Данные доказательства оформлены должностными лицами прокуратуры города Москвы и Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Рособрнадзора, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

Согласно п.п. 9, 22 ст. 2 указанного Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ, образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; учебный план является частью образовательной программы.

Статьей 331 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Обязательным признаком объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является грубое нарушение требований или условий специального разрешения (лицензии).

Учитывая, что Религиозная организация - Духовная профессиональная образовательная организация Московский исламский колледж, осуществляющая образовательную деятельность на основании в установленном порядке выданной лицензии, не связанную с извлечением прибыли, ведет образовательную деятельность по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, по дополнительной образовательной программе с подвидом: дополнительное образование детей и взрослых, в отсутствие разработанных и утвержденных образовательных программ "Основы ислама" (очная форма, группа выходного дня), "Мусульманское богословие" (очная форма, по графику проведения), "Языковые курсы", материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями программ учебных дисциплин, в отсутствие педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, что является нарушением требований ст.ст.12, 46, 49 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст.331 Трудового кодекса РФ, подпунктов "б, г, д" Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N966, что свидетельствует об осуществлении образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), действия указанной организации образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Утверждения стороны защиты о том, что на момент проведения проверки - 15 октября 2019 года образовательную деятельность, не связанную с извлечением прибыли, организация не осуществляла с 20 мая 2019 года на основании приказа директора Арсланова М.Р, опровергаются материалами дела, в том числе, приобщенными к материалам дела приказом директора организации Арсланова М.Р. № *** от 01 октября 2019 года об утверждении в целях совершенствования организационно-штатной структуры организации штатного расписания от 01 октября 2019 года и о признании утратившим силу штатного расписания, утвержденного приказом от 16 сентября 2019 года № ***, штатным расписанием от 01 октября 2019 года, представлением Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации № *** от 09 апреля 2018 года об осуществлении Московским исламским колледжем образовательной деятельности с участием преподавателей Арсланова М.А, Зарипова И.С, фотоматериалом и скриншотами, которыми зафиксировано наличие в помещении организации информационного стенда (напольного мобильного баннера), на котором размещена информация о приеме на образовательные программы "Основы ислама" (очная форма, группа выходного дня), "Мусульманское богословие" (очная форма, по графику проведения), "Языковые курсы" с указанием перечня необходимых документов при поступлении, контактной информации (почтовый адрес, телефон *** электронная почта: *** сайт организации: ***, адреса в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальных сетях " ***), сведения о том, что по окончанию обучения выдается свидетельство о дополнительном образовании, аналогичная информация размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальных сетях *** " и "Instagram".

Вместе с тем, в колледже на момент проведения проверки отсутствовали разработанные и утвержденные образовательные программы по указанным направлениям и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности по ним, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями программ учебных дисциплин, документы, подтверждающие привлечение вышеназванных лиц к преподавательской деятельности на законном основании (приказы о приеме их на работу, трудовые договоры на осуществление преподавательской деятельности), которые не были представлены и суду первой инстанции.

Выводы судьи районного суда об осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по состоянию на 15 октября 2019 года не опровергает приобщенный к материалам дела приказ директора организации от 20 мая 2019 года о приостановлении образовательной деятельности организации, на который ссылается сторона защиты, поскольку сведения о приостановлении образовательной деятельности не были направлены ни в Департамент образования г.Москвы, ни Председателю Духовного управления мусульман Российской Федерации, данный приказ директором колледжа Арслановым М.Р. не был представлен и проверяющим работникам прокуратуры 15 октября 2019 года, передан в экспедицию прокуратуры лишь 28 октября 2019 года, что в данном случае расценивается как избранный способ защиты во избежание административной ответственности за правонарушение, санкция которого предусматривает наказание в виде административного штрафа в значительном размере.

Кроме того, согласно полученной на запрос суда второй инстанции информации Департамента образования г.Москвы, на основании заявления руководителя Религиозной организации - Духовной профессиональной образовательной организации Московский исламский колледж о прекращении образовательной деятельности приказом Департамента от 28 ноября 2019 года N*** прекращено действие выданной бессрочно Департаментом образования г.Москвы лицензии от 09 июня 2018 года N***, бланк серии ***, на осуществление образовательной деятельности.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как материалы настоящего дела не содержат доказательств, подтверждающих тот факт, что Религиозной организацией - Духовной профессиональной образовательной организацией Московский исламский колледж

в ходе осуществления своей образовательной деятельности приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Положения о лицензировании образовательной деятельности, Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", с учетом наличия у него возможности для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, что указывает на наличие вины организации.

По смыслу положений ст.2.9 КоАП РФ, разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из оценки фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также характера совершенного организацией противоправного деяния, которое несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, оснований для признания его малозначительным и освобождения организации от административной ответственности по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ на основании ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного дела.

Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины организации в его совершении.

Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях организации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за содеянное.

Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, равно как и несогласие с оспариваемым постановлением, не является основанием к отмене судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.

А дминистративное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.12, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, имущественного положения юридического лица, характера правонарушения, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.

Исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, в данном случае не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.

В случае невозможности уплаты административного штрафа законный представитель организации, с учетом имущественного положения юридического лица, не лишен возможности обратиться с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.

Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности, а также порядок рассмотрения дела об административном правонарушении и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории соблюдены.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 12 декабря 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении Религиозной организации - Духовной профессиональной образовательной организации Московский исламский колледж оставить без изменения, жалобу директора Арсланова М.Р. - без удовлетворения.

Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина