ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2019 г. № 78-АД19-8

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу директора частного профессионального образовательного учреждения "Учебный центр им. Александра Невского" (далее - ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского", Учреждение) Литвинова А.Ю. на вступившие в законную силу постановление судьи Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 31 мая 2018 года, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа 2018 года и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 21 декабря 2018 года, вынесенные в отношении ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

установил:

 

постановлением судьи Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 31 мая 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа 2018 года и постановлением заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 21 декабря 2018 года, ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, директор ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского" Литвинов А.Ю. ставит вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность и прекращении производства по делу. Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Учреждения к административной ответственности) установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно подпункту "б" пункта 6 данного Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.

Образовательная организация, реализующая программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам (пункт 7.17 приказа Минобрнауки России от 02 августа 2013 года № 746 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ").

Также в соответствии с подпунктом "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Пункты 7.1 - 7.12 приказа Минобрнауки России от 02 августа 2013 года № 746 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270802.10 Мастер отделочных строительных работ" закрепляют требования к условиям реализации программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 данного Положения.

Из материалов дела усматривается, что ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского" осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 2042 бланк 78Л02 № 0000976, выданной 04 августа 2016 года Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

В числе образовательных программ, предусмотренных данной лицензией, указана программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 270802.10 "Мастер отделочных строительных работ" на базе среднего общего образования по очно-заочной форме обучения со сроком обучения 1 год 8 месяцев по адресу: 195027, г. Санкт-Петербург, ул. Якорная, д. 2, лит. А с использованием сетевой формы реализации образовательных программ в период с 17 октября 2016 года по настоящее время.

В период с 01 февраля 2018 года по 01 марта 2018 года Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга в отношении ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского" была проведена плановая выездная проверка на основании распоряжения руководителя данного органа от 19 января 2018 года № 118-р.

В результате проверки были выявлены нарушения, допущенные ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского", обязательных требований, установленных пунктом 9 статьи 2, пунктом 5 статьи 12, пунктом 2 статьи 15, пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подпунктами "б" и "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 "О лицензировании образовательной деятельности", пунктами 7.1 - 7.12, 7.16 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 августа 2013 года № 746 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 270802.10 "Мастер отделочных строительных работ" при осуществлении Организацией образовательной деятельности по реализации образовательной программы среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 270802.10 "Мастер отделочных строительных работ".

Факт совершения юридическим лицом указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 19 марта 2018 года (т. 1, л.д. 1 - 13); распоряжением председателя Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 19 января 2018 года № 118-р (т. 1, л.д. 15); актом проверки от 01 марта 2018 года № 4-лк (т. 1, л.д. 16 - 19) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учреждение, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе производства по настоящему делу директор ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского" Литвинов А.Ю. неоднократно указывал на отсутствие оснований для проведения плановой выездной проверки в отношении юридического лица.

В подтверждение указанных доводов законным представителем юридического лица вместе жалобами представлялась копия акта плановой выездной проверки от 15 июня 2015 года, проведенной Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга в период с 20 мая 2015 года по 15 июня 2015 года.

Указанный довод не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела и жалоб на постановление о назначении административного наказания.

Федеральный государственный надзор в сфере образования осуществляется, в том числе посредством проведения плановых и внеплановых проверок (документарных проверок и (или) выездных) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ), с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Предметом плановой проверки, согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Регулярность проведения плановой проверки, предусмотрена частью 2 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, и должна проводиться не чаще одного раза в три года.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный в соответствующей сфере деятельности орган государственного контроля (надзора) уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления (часть 8 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ).

Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга проводилась плановая выездная проверка в отношении ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского", в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год, утвержденным распоряжением председателя Комитета от 27 октября 2017 года № 3270-р "Об утверждении плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2018 год", согласованным с прокуратурой Санкт-Петербурга, и на основании распоряжения Комитета от 19 января 2018 года № 118-р.

Основанием для включения ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского" в ежегодный план проведения плановых проверок на 2018 год послужил факт истечения трех лет со дня государственной регистрации юридического лица (т. 3, л.д. 40 - 44), что согласуется с положениями части 8 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, и опровергает довод заявителя в указанной части.

Доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.

Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил:

 

постановление судьи Красногвардейского районного суда г. Санкт-Петербурга от 31 мая 2018 года, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 16 августа 2018 года и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 21 декабря 2018 года, вынесенные в отношении ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу директора ЧПОУ "Учебный центр им. Александра Невского" Литвинова А.Ю. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ