ГЛАЗОВСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  
от 9 февраля 2018 года № 5-23/2018

г. Глазов УР

Судья Глазовского районного суда Удмуртской Республики Самсонов И.И., при секретаре М.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - директора Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики "Глазовский медицинский техникум Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" Е., действующего на основании распоряжения Министерства здравоохранения УР от ДД.ММ.ГГГГ N-к,

должностного лица административного органа - представителя Министерства образования и науки Удмуртской Республики А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ в отношении юридического лица - бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики "Глазовский медицинский техникум Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" <данные изъяты>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

 

установил:

 

Согласно протоколу об административном правонарушении в период ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, на основании приказа Министерства образования и науки УР от ДД.ММ.ГГГГ Nп "О проведении плановой выездной проверки бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики "Глазовский медицинский техникум Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - образовательная организация) проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований и исполнения законодательства в сфере образования в отношении образовательной организации.

По результатам проведения плановой выездной проверки установлено следующее.

Образовательная деятельность в образовательной организации осуществляется в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N, лицензией на осуществление образовательной деятельности серии 18Л01 № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер № (срок действия лицензии - бессрочно), свидетельством о государственной аккредитации серии 18 А 01 № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный N, локальными нормативными актами образовательной организации. В образовательной организации реализуются: образовательные программы среднего профессионального образования; дополнительные профессиональные программы, что соответствует приложению к лицензии на осуществление образовательной деятельности.

На момент проведения плановой выездной проверки материально -техническое оснащение образовательного процесса не обеспечивает реализацию программ среднего профессионального образования в полном объеме: отсутствует лабораторное оборудование для практических занятий по учебным предметам: химия, физика, биология.

Кроме того, в образовательной организации, реализующей программы среднего профессионального образования, отсутствует тир; не оборудована спортивная площадка широкого профиля.

В акте приемки образовательной организации к новому учебному 2017/2018 году отмечено, что спортивный зал находится в неудовлетворительном состоянии. Образовательной организацией был заключен договор сетевого сотрудничества с БПОУ УР "Глазовский политехнический колледж" от ДД.ММ.ГГГГ. Но ДД.ММ.ГГГГ подписано соглашение о расторжении договора по сетевой форме реализации образовательных программ в связи с тем, что стороны не приступили к реализации договора.

Таким образом, образовательной организацией при реализации образовательных программ среднего профессионального образования не обеспечено выполнение лицензионных условий, предусмотренных Положением о лицензировании образовательной деятельности.

Кроме того, отсутствует у образовательной организации положительное санитарно-эпидемиологическое заключение по адресу осуществления образовательной деятельности: <адрес>. По данному адресу используется 6 учебных кабинетов: Сестринское дело в терапии (кабинет N), Сестринское дело в педиатрии (кабинет N), Здоровый человек и его окружение (кабинет N), Нервные и психические заболевания (кабинет N); Лекционный зал (кабинет N, читальный зал); Основы безопасности жизнедеятельности (кабинет N).

У образовательной организации отсутствует заключение о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности, подтверждающее наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Местом совершения административного правонарушения является адрес осуществления образовательной деятельности: УР, г. Глазов, <адрес>

Временем обнаружения административного правонарушения является время проведения проверки (ДД.ММ.ГГГГ). Административное правонарушение является длящимся с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) юридического лица Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики "Глазовский медицинский техникум Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - директора Бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики "Глазовский медицинский техникум Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" Е., действующий на основании распоряжения Министерства здравоохранения УР от ДД.ММ.ГГГГ N-к, пояснил, что совершение правонарушения им не оспаривается, просил снизить размер штрафа до максимально допустимого, исходя из отсутствия по делу наступления общественно опасных последствий, признания вины в правонарушении, осознания недопустимости подобного поведения впредь, отсутствия умышленного характера правонарушения.

В судебном заседании должностное лицо административного органа - представитель Министерства образования и науки Удмуртской Республики А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, пояснила, что в ходе проверки установлены нарушения, не оспаривались представителем юридического лица, также не оспаривались им и в ходе судебного заседания, не возражала против назначения наказания в соответствии с санкцией ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Выслушав представителя юридического лица, должностного лица, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему выводу.

Согласно Уставу бюджетного профессионального образовательного учреждения Удмуртской Республики "Глазовский медицинский техникум Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" является юридическим лицом. Основным предметом деятельности организации является: оказание услуг в сфере среднего профессионального образования.

В образовательной организации реализуются дополнительные профессиональные программы, что соответствует приложению к лицензии.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года № 966 лицензионным требованием при осуществлении образовательной деятельности является наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.

На момент проведения плановой выездной проверки материально-техническое оснащение образовательного процесса не обеспечивает реализацию программ среднего профессионального образования в полном объеме: отсутствует лабораторное оборудование для практических занятий по учебным предметам: химия, физика, биология.

Часть 3 статьи 68 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" устанавливает, что образовательная программа среднего профессионального образования "Сестринское дело", реализуемая на базе основного общего образования, должна быть разработана в полном соответствии с требованиями соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, то есть в образовательной организации должны быть созданы необходимые условия, обеспечивающие достижения требований к предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающими специфические виды деятельности по сформированности практических умений по учебным предметам: химия, физика, биология. Данные предметы являются профильными учебными предметами по программе среднего профессионального образования "Сестринское дело".

В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности образовательная организация должна иметь в наличии на праве собственности или на ином законном основании здания, строения, сооружения, помещения и территории (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, необходимые для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам).

Образовательной организацией при реализации образовательных программ среднего профессионального образования не обеспечено выполнение лицензионных условий, предусмотренных Положением о лицензировании образовательной деятельности.

Кроме того, в нарушение подпункта "ж" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности у образовательной организации отсутствует положительное санитарно-эпидемиологическое заключение по адресу осуществления образовательной деятельности: <адрес>.Нарушен подпункт "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года № 966: у образовательной организации отсутствует заключение о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности, подтверждающее наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Указанные нарушения установлены в результате проведения плановой выездной проверки.

По результатам проверки, начальником отдела надзора за исполнением законодательства в сфере образования Министерства образования и науки Удмуртской Республики составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Вина БПОУ УР "Глазовский медицинский техникум" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ подтверждается пояснениями представителя юридического лица Е. в судебном заседании, не отрицавшего наличие выявленных нарушений, а также совокупностью исследованных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом проверки, в котором отражены выявленные нарушения лицензионных требований и условий в сфере образования; расписаниями, договорами на оказание дополнительных платных образовательных услуг; положением N/ВР "Правила внутреннего распорядка для студентов", положением N/УР "О педагогическом совете в БПОУ УР "Глазовский медтехникум", рабочей программой учебной дисциплины "Химия", приказом БПОУ "Глазовский медтехникум" от ДД.ММ.ГГГГ "О завершении курсов "Сестринское дело по массажу", концепцией и программой развития образовательной организации, программами занятий спортивной секции "Волейбол", "Баскетбол", журналом посещения секции "Волейбол" за 2017-2018 гг., классным журналом секции "Теннис", классным журналом секции "Лыжи-полиатлон", расписанием секций на 2017-2018 гг., журналом учебным занятий отделения "Сестринское дело", журналом учебных занятий группы Б курса I отделение "Сестринское дело".

Перечисленные выше доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для признания юридического лица БПОУ УР "Глазовский медицинский техникум Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" виновным в совершении правонарушений, ответственность за которые установлена ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Протокол в отношении БПОУ УР "Глазовский медицинский техникум Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" составлен должностным лицом, уполномоченным на основании ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя юридического лица

Срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, на момент принятия решения судом не истек.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Относительно доводов представителя юридического лица о возможности применения по делу положений п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ суд отмечает следующее.

Часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из смысла указанной нормы, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела является наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, его последствиями и имущественным положением привлекаемого к ответственности лица.

В рассматриваемом случае, учитывая отсутствие негативных последствий совершенного правонарушения, полагаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При вышеуказанных обстоятельствах, прихожу к выводу, что наложение на юридическое лицо административного штрафа в размере 150 000,00 руб. не будет отвечать целям административной ответственности.

С учетом изложенного, учитывая конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, необходимость применения которых указана в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации № 11-П от 15 июля 1999 года и № 14-П от 12 мая 1998 года, учитывая, что ранее юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности, смягчающее обстоятельство - признание вины, отсутствие отягчающих обстоятельств, признание вины в совершенном административном правонарушении, осознания недопустимости подобного поведения впредь, раскаяния в содеянном, отсутствия существенных негативных последствий и вреда охраняемым правоотношениям, считаю, что имеются основания для назначения административного наказания и снижения суммы назначенного штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 75 000,00 руб.

Назначенное административное наказание будет соответствовать общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению образовательного процесса, будет являться обоснованным и отвечать принципам соразмерности и справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 29.1 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

постановил:

 

Признать Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики "Глазовский медицинский техникум Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание с применением п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 000 (семьдесят пять тысяч) рублей 00 копеек.

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: <данные изъяты>.

Разъяснить положения ст. 20.25 КоАП РФ, согласно которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом (в течение 60 суток) влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Разъяснить положения ст. 31.5 КоАП РФ, согласно которым с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Глазовский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья
И.И.САМСОНОВ