МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 января 2019 г. по делу № 33а-1229/2019

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей А.Н. Пономарева, В.В. Лукьянченко,
при секретаре Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению У. к Губернатору Московской области, Правительству Московской области, Министерству образования Московской области, Правительству Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации (ранее - Министерство образования и науки Российской Федерации) о признании действий незаконными, восстановлении права на оказание содействия в получении бесплатного среднего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида

по апелляционной жалобе У. на решение Тверского районного суда города Москвы от 5 июня 2018 года,

заслушав доклад судьи А.Н. Пономарева, выслушав объяснения представителя Губернатора Московской области, Правительства Московской области Г., по доверенностям от 17 марта 2017 года, представителя Министерства образования Московской области А., по доверенности от 23 августа 2018 года,

 

установила:

 

М.Б. Урман обратился в суд с административным иском к Губернатору Московской области, Правительству Московской области, Министерству образования Московской области, Правительству Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, просил признать незаконными действия, препятствующие ему получить бесплатное среднее профессиональное образование в соответствии с разработанной в отношении него программы реабилитации инвалида.

Требования мотивированы тем, что с 2013 года житель *** М.Б. Урман, *** года рождения, является ребенком-инвалидом. Административные ответчики, к которым он обращался по вопросу организации получения им бесплатного среднего профессионального образования по специальности "право и организация социального обеспечения", не приняли необходимых мер к реализации указанного права с учетом разработанной в отношении него индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Решением Тверского районного суда города Москвы от 5 июня 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе У. ставится вопрос об отмене решения, как незаконного.

В заседании судебной коллегии представитель Губернатора Московской области, Правительства Московской области Г., представитель Министерства образования Московской области А., просили решение суда оставить без изменения с учетом представленных возражений.

М.Б. Урман, Губернатор Московской области, представитель Правительства Российской Федерации, представитель Министерства просвещения Российской Федерации не явились, последним направлены возражения на апелляционную жалобу. Судебная коллегия на основании статей 150, 152 КАС РФ нашла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав доклад, выслушав объяснения представителя Губернатора Московской области, Правительства Московской области Г., представителя Министерства образования Московской области А., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражения на нее, судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных пунктами 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При этом судебная коллегия исходила из следующего.

Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).

Именно конституционный принцип равенства - в силу своего универсального характера - оказывает, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений и выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и прав, приобретаемых на основании закона.

В соответствии с этим в целях реализации прав лиц, участвующих в деле, а также возможности исполнения ими своих процессуальных обязанностей, закрепленных в статье 45 КАС РФ, суд в силу пункта 7 статьи 6, статьи 14 КАС РФ, проявляя активную роль, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, не только проверяет, чтобы последние были извещены о месте и времени судебного заседания по правилам главы 9 КАС РФ, но и применительно к части 9, части 11 статьи 226, части 3 статьи 62 КАС РФ распределяет бремя доказывания между сторонами и устанавливает обстоятельства, имеющие значение для дела согласно нормам права, регулирующим спорные правоотношения.

Суд нарушил приведенные законоположения, поскольку не применил их целесообразно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ, согласно которым достаточным условием для вывода о том, что права У. не нарушены, служит то, административный ответчик, ответственный за гарантии прав инвалида на получение бесплатного среднего профессионального образования, представил доказательства соблюдения требований законодательства в указанной сфере.

В подтверждение наличия таких обстоятельств суд сослался на то, что М.Б. Урман, *** года рождения, является инвалидом с *** года, в 2016 году закончил 9 классов средней школы, но не смог поступить в 2016 и 2017 годах в среднее профессиональное учебное заведение по специальности "право и социальное обеспечение", так как "недобрал баллов".

В 2017 - 2018 учебных годах в ГАПОУ МО "Колледж "Энергия" обучение по указанной специальности осуществляется исключительно на платной основе.

За счет бюджета Московской области колледж ведет подготовку по 14 иным специальностям и 3 профессиям.

М.Б. Урман отказался от предложения обучаться за счет средств бюджета Московской области по иным специальностям - в ГКПОУ МО "Сергиево-Посадский социально-экономический техникум": "Документационное обеспечение управления и архивоведение", "Социальная работа" и "Мастер по обработке цифровой информации".

Данный техникум является специализированным учреждением для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеет благоустроенное общежитие и иные необходимые для обучения условия.

При этом суд руководствовался положениями части 3 статьи 5, части 4 статьи 68, части 1 статьи 100 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Приказом Министра образования Московской области от 05.12.2016 № 4844 "Об установлении контрольных цифр приема граждан для обучения за счет средств бюджета Московской области государственным профессиональным образовательным организациям и государственным образовательным организациям высшего образования Московской области, подведомственным Министерству образования Московской области, на 2017/2018 учебный год", которыми утверждаются контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований.

Дополнительно суд применил Положение об именных стипендиях Губернатора Московской области в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, утвержденное Постановлением Губернатора Московской области от 07.04.2010 № 39-ПГ и пришел к выводу о том, что условиям названного нормативного акта М.Б. Урман не удовлетворяет.

Судебная коллегия сочла выводы суда первой инстанции ошибочными, постановленными с нарушением конституционного принципа, определяющего содержание общественных отношений в сфере социальной защиты инвалидов. Основополагающие начала, выраженные в Конституции Российской Федерации, не предполагают квотирования мест для приема лиц из числа инвалидов в учреждения среднего профессионального образования. В то же время судебная коллегия согласилась с доводами апелляционной жалобы, направленными на отмену обжалуемого судебного постановления.

В первую очередь, суд не учел, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Частями 1, 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантировано: каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В ведении Российской Федерации находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (пункт "е" статьи 71 Конституции Российской Федерации).

Принцип судебной защиты нарушенного права предусматривает защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав судом. Он закреплен в статье 46 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частями 1 - 3 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.

Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:

1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;

2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;

3) интеграцию в общество.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, реабилитации инвалидов (часть 4 статьи 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Аналогичные нормы содержатся в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Условиями приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц (часть 6 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (часть 3 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона, учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации, результаты индивидуальных достижений, сведения о которых поступающий вправе представить при приеме, а также наличие договора о целевом обучении с организациями, указанными в части 1 статьи 71.1 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Пунктом 1 части 1 статьи 71.1 указанного Федерального закона, которые распространяются и на среднее профессиональное образование, закреплено, что право на прием на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют граждане, которые в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона заключили договор о целевом обучении с федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Из приведенных нормативных положений следует, что одной из функций Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого, включая инвалидов и детей-инвалидов, на бесплатное получение среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки социально незащищенной категории лиц в области образования в Московской области, регулируются Постановлением Правительства Московской области от 25 октября 2016 г. № 784/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Образование Подмосковья" на 2017 - 2025 годы".

Целью государственной программы является обеспечение доступного качественного образования и успешной социализации детей и молодежи, удовлетворение потребности экономики Московской области в кадрах высокой квалификации.

Указанная цель будет достигнута в процессе реализации вышеназванных подпрограмм.

Разделом 3 Программы установлено, что для создания условий получения среднего профессионального и высшего образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья будет разработано методическое обеспечение образовательного процесса эксклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Той же Программой предусмотрены меры материальной поддержки той категории лиц, к которой относится М.Б. Урман.

Из анализа приведенных законоположений следует, что именно Министерство образования Московской области должно представить доказательства принятия мер поддержки, направленных на получение М.Б. Урманом образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и соблюдения гарантий создания ему необходимых условий для его получения.

Таких доказательств названным административным ответчиком не представлено.

В то же время из индивидуальной программы реабилитации усматривается, что М.Б. Урман нуждается в профессиональной реабилитации и реабилитации по вопросам обучения, порученных Министерству социального развития Московской области (л.д. 26 - 27).

Указанная программа индивидуальной реабилитации У. не была учтена, что не отрицали представитель Губернатора Московской области, Правительства Московской области Г. и представитель Министерства образования Московской области А. в заседании судебной коллегии.

Возможность заключения Министерством социального развития Московской области с М.Б. Урманом договора о целевом обучении в рамках индивидуальной программы реабилитации Министерством образования Московской области не выяснялась.

Судом соблюдение этих требований закона Министерством образования Московской области также не установлено, в обжалуемом судебном акте отсутствует вывод о том, что предложенные М.Б. Урману специальности - "Документационное обеспечение управления и архивоведение", "Социальная работа" и "Мастер по обработке цифровой информации" - приемлемы для него в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Положения статьи 100 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которые применил суд, регулируют отношения в области экономической деятельности и финансового обеспечения в сфере образования.

Данная норма права и иное действующее положение нормативных правовых актов, в том числе Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.01.2014 № 36, не предполагает квотирование мест для приема лиц из числа инвалидов.

В связи с этим в Письме Минобрнауки России от 26.09.2017 № МОН-П-4472 "О направлении ответов на вопросы" разъяснено, что все категории обучающихся, включая детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ), имеют право на получение среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Дополнительно с целью организации работы в субъектах Российской Федерации по обеспечению поступления лиц с ОВЗ в профессиональные образовательные организации Минобрнауки России Письмом от 18 мая 2017 г. № 06-517 в субъекты Российской Федерации направлены методические рекомендации о Порядке организации приемной кампании лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в 2017 - 2018 учебном году на обучение по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.

Имеющееся правовое регулирование подтверждает, что Министерством просвещения Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Губернатором Московской области, Правительством Московской области создаются организационные условия для исполнения Министерством образования Московской области своих обязанностей в отношении соблюдения прав У.

При таком положении судебная коллегия по административным делам Московского городского суда признала доводы апелляционной жалобы обоснованными, влекущими в силу статей 309, 310 КАС РФ отмену решения суда и вынесение нового решения о частичном удовлетворении административного иска с возложением на Министерство образования Московской области обязанности восстановить права У. на бесплатное получение среднего профессионального образования в соответствии с адаптированными образовательными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации. В остальной части - требований к Правительству Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации, Губернатору Московской области, Правительство Московской области в удовлетворении административного иска надлежит отказать.

Руководствуясь статьей 311, пунктом 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда

 

определила:

 

решение Тверского районного суда города Москвы от 5 июня 2018 года отменить и постановить новое решение, которым признать незаконным действия Министерства образования Московской области, связанные с обеспечением права У. на получение среднего профессионального образования, возложив на данный орган исполнительной власти обязанность обеспечить указанное право в соответствии с адаптированными образовательными программами и с учетом индивидуальной программы реабилитации; в остальной части административного иска отказать.

 Cудья
Т.А. Молитвина