ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 ноября 2015 г. по делу № 33а-1958/2015

Судья Ильин Е.В.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Братухина В.В.,

судей Салиховой Э.И. и Медведевой И.А.,

при секретаре Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Ч., муниципального предприятия "Троллейбусный транспорт" на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 20 августа 2015 года, которым Ч. отказано в признании незаконным отказа МРЭО ГИБДД МВД по Республике Марий Эл в допуске к сдаче экзамена на получение права управления автомототранспортными средствами и обязании допустить к сдаче указанного экзамена.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия

 

установила:

 

Ч. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа МРЭО ГИБДД МВД по Республике Марий Эл допустить ее к сдаче теоретического экзамена на право управления транспортными средствами категории "Tb".

Требования обосновала тем, что с <дата> по <дата> обучалась в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования Республики Марий Эл "Автодорожный техникум" (далее - ГБОУ СПО "АДТ") по программе среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих 23.01.04 "Водитель городского электротранспорта", успешно прошла государственную итоговую аттестацию и получила диплом о среднем профессиональном образовании и свидетельство об обучении по программе профессиональной подготовки водителей категории "Tb".

Отказ в допуске к экзамену препятствует трудоустройству административного истца, которое должно осуществляться в рамках договора, заключенного 1 сентября 2014 года между Ч., ГБОУ СПО РМЭ "АДТ" и муниципальным предприятием "Троллейбусный транспорт".

Судом вынесено указанное выше решение.

В апелляционных жалобах Ч. и Муниципальное предприятие "Троллейбусный транспорт" (далее - МП "ТТ") просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные административным истцом требования, ссылаясь на неправильное истолкование судом норм материального права.

В возражениях МРЭО ГИБДД МВД по Республике Марий Эл на апелляционную жалобу Ч. приводятся доводы в поддержку решения суда.

Министерством образования и науки Республики Марий Эл представлен отзыв в поддержку доводов апелляционных жалоб.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона № 22-ФЗ от 8 марта 2015 года "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений). С 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (статья 1 указанного закона). Дела об оспаривании действий (бездействия), решений должностных лиц подпадают под действие главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.

Извещенные надлежащим образом о рассмотрении дела Управление ГИБДД МВД по Республике Марий Эл, МРЭО ГИБДД МВД по Республике Марий Эл в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 6 статьи 226, частью 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.

Заслушав объяснения Ч., представителя МП "ТТ" М., поддержавших доводы апелляционных жалоб; представителей Министерства образования и науки Республики Марий Эл Г.В., К., директора Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Марий Эл "Автодорожный техникум" Г.М., просивших отменить решение суда, обсудив доводы жалобы, возражений, исследовав материалы дела и дополнительно представленные документы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 26 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного настоящей статьей возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.

Примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий разрабатываются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что <дата> между Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования Республики Марий Эл "Автодорожный техникум" (далее - ГБОУ СПО РМЭ "АДТ"), Ч. и МП "ТТ" заключен договор, по условиям которого ГБОУ СПО РМЭ "АДТ" обязуется организовать обучение Ч. по специальности водитель троллейбуса, Ч. - пройти указанное обучение и заключить после успешного завершения курса обучения трудовой договор с МП "ТТ", которое, в свою очередь, обязуется заключить трудовой договор с Ч. по указанной специальности при наличии вакантных рабочих мест.

Установлено, что ГБОУ СПО РМЭ "АДТ" является согласно Уставу, утвержденному приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 30 сентября 2011 года < № >, действовавшему на момент спорных правоотношений, государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования, осуществляет реализацию образовательных программ начального и среднего профессионального образования, имеет аккредитацию и лицензию на осуществление образовательной деятельности < № > от 19 августа 2014 года, выданную на основании приказа Министерства образования и науки Республики Марий Эл < № > от 19 августа 2014 года; приложением к лицензии предусмотрено осуществление образовательной деятельности по оказанию образовательных услуг среднего профессионального образования, в том числе по специальности водитель городского электротранспорта 190627.01 (23.01.04).

Часть 1 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) устанавливает, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона).

Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, устанавливается Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 (далее - Положение о лицензировании).

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия), являются:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;

в) наличие условий для охраны здоровья обучающихся;

г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ;

д) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности;

е) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах;

ж) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (пункт 4).

Судом установлено, что указанным лицензионным требованиям ГБОУ СПО РМЭ "АДТ" соответствует, о чем свидетельствуют материалы лицензионного дела № 252.14; указанные обстоятельства административным ответчиком не оспаривались.

Пунктом 5 Положения о лицензировании установлены дополнительные требования к соискателям лицензии, реализующим указанные в данном пункте образовательные программы, а именно: для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств дополнительно требуется наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов.

Таким образом, объем требований, предъявляемых к соискателям лицензии на осуществление образовательной деятельности, зависит от характера реализуемых образовательных программ.

Как следует из представленных документов, в период с <дата> по <дата> Ч. проходила обучение в ГБОУ СПО РМЭ "АДТ"; согласно диплому, выданному <дата>, освоила образовательную программу среднего профессионального образования и успешно прошла государственную итоговую аттестацию по профессии 23.01.04 "водитель городского электротранспорта" и получила квалификацию водитель троллейбуса.

В подтверждение полученной квалификации Ч. ГБОУ СПО РМЭ "АДТ" выдано свидетельство о профессии водителя < № >.

Отказывая в допуске Ч. к экзамену, МРЭО ГИБДД МВД по Республике Марий Эл ссылается на отсутствие у ГБОУ СПО РМЭ "АДТ" согласованных программ профессиональной подготовки водителей и заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.

С указанными доводами административного ответчика согласился при принятии решения суд.

Однако признавая отказ в допуске к экзамену законным, судом не было учтено следующее.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение (часть 2 статьи 10 указанного закона).

В соответствии с пунктами 12, 13 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Статьей 68 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования (часть 1).

К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 2).

Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (часть 3).

Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (пункт 6 статьи 2 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно статье 11 указанного закона Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения (часть 1).

Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения (часть 2).

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования (часть 5).

Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки (часть 8).

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 года № 1199 утвержден Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, приложением № 1 которого предусмотрена профессия 23.01.04 "Водитель городского электротранспорта" (водитель трамвая, троллейбуса), а приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июня 2014 года № 632 установлено ее соответствие профессии 190627.01, с тем же наименованием.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по профессии 190627.01 Водитель городского электротранспорта утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 года № 844 и представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по указанной профессии для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Российской Федерации.

Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 190627.01 Водитель городского электротранспорта имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности (пункт 1.2).

Иных требований к профессиональной образовательной организации, как то согласование рабочей программы, получение заключения о соответствии материально-технической базы, в данном случае, не установлено.

В соответствии с пунктом 7.1 указанного ФГОС СПО образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает в соответствий с ФГОС СПО программу подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее - ППКРС) определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94, с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 464) (далее - Порядок) установлено, что образовательная программа среднего профессионального образования включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение обучающихся. Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии среднего профессионального образования разработана ГБОУ СПО РМЭ "АДТ" и утверждена 23 июня 2014 года, а также согласована с МП "ТТ".

Пунктом 36 указанного Порядка определено, что если федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение основной программы профессионального обучения по профессии рабочего, то по результатам освоения профессионального модуля образовательной программы среднего профессионального образования, который включает в себя проведение практики, обучающийся получает свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

Поскольку ФГОС СПО по профессии 190627.01 Водитель городского электротранспорта предусматривает обучение по указанной профессии, освоение профессиональных модулей, проведение учебной и производственной практики по их освоению, что отражено и в плане учебного процесса ГБОУ СПО РМЭ "АДТ", Ч. было выдано соответствующее свидетельство о прохождении обучения по программе профессиональной подготовки водителей категории Тb.

Возможность профессионального обучения в рамках образовательных программ среднего общего образования, среднего профессионального образования также следует из содержания пункта 5 статьи 73 Федерального закона № 273-ФЗ.

Таким образом, оснований полагать, что Ч. не прошла соответствующее профессиональное обучение и не получила соответствующую профессиональную подготовку, в связи с чем не может быть допущена к сдаче экзаменов, не имеется.

Доводы МРЭО ГИБДД МВД по Республике Марий Эл и выводы суда, основанные на применении к спорным правоотношениям положений действующего законодательства, относящегося к лицензированию образовательной деятельности учреждений, осуществляющих профессиональное обучение, по Примерным программам профессиональной подготовки водителей транспортных средств различных категорий, в том числе категории "Tb", утвержденным приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1408, являются применением законодательства, не подлежащего применению к спорным правоотношениям, поскольку свидетельство о профессиональной подготовке получено истцом в рамках реализации программы среднего профессионального образования.

В соответствии с разъяснениями Министерства образования и науки Российской Федерации "Об особенностях реализации примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (письмо от 1 августа 2014 года № АК-2131/06) организациями, осуществляющими образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей, являются автошколы.

Кроме того, судом установлено, что заключение о соответствии учебно-материальной базы ГБОУ СПО "АДТ" выдано ГИБДД МВД по Республике Марий Эл 15 мая 2015 года и претензий к материальной базе указанного учебного заведения, осуществляющего подготовку водителей троллейбусов с 1982 года, со стороны административного ответчика не имеется.

Учитывая изложенное, судебная коллегия на основании пункта 4 части 2, пункта 2 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приходит к выводу об отмене решения суда и принятии по административному делу нового решения об удовлетворении требований административного истца.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 20 августа 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым признать отказ МРЭО ГИБДД МВД по Республике Марий Эл допустить Ч. к сдаче теоретического экзамена на право управления транспортными средствами категории "Tb" незаконным и обязать МРЭО ГИБДД МВД по Республике Марий Эл допустить Ч. к сдаче указанного экзамена.

Председательствующий
В.В.БРАТУХИН

Судьи
Э.И.САЛИХОВА
И.А.МЕДВЕДЕВА