ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 мая 2021 г. № 127-КГ21-3-К4

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кликушина А.А.,

судей Рыженкова А.М., Юрьева И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1457/2019 по иску государственного автономного профессионального образовательного учреждения РК "Крымский многопрофильный колледж" к администрации города Симферополя об отмене постановления администрации г. Симферополя от 4 марта 2019 г. N 1305 в части помещения несовершеннолетнего под надзор образовательной организации

по кассационной жалобе государственного автономного профессионального образовательного учреждения РК "Крымский многопрофильный колледж" на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 августа 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 декабря 2019 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М., выслушав объяснения представителей государственного автономного профессионального образовательного учреждения РК "Крымский многопрофильный колледж" - Алексеевой Л.А., Науменко О.В., Мажоровой Е.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение РК "Крымский многопрофильный колледж" (далее - ГАПОУ РК "КМК", Колледж) обратилось в суд с иском к администрации г. Симферополя (далее - Администрация) об отмене постановления администрации г. Симферополя от 4 марта 2019 г. N 1305 "Об освобождении Пономаревой Натальи Николаевны от обязанностей попечителя над несовершеннолетним Пономаревым С.О. и помещении его под надзор в образовательную организацию на полное государственное обеспечение" (далее - Постановление N 1305) в части помещения несовершеннолетнего Пономарева С.О., <...> года рождения, под надзор в образовательную организацию на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью.

В обоснование иска Колледжем указано, что, согласно указанному постановлению, несовершеннолетний Пономарев С.О., <...> года рождения, помещен под надзор Колледжа на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью. Истец считает данное постановление незаконным и подлежащим отмене, поскольку ГАПОУ РК "КМК" является учреждением среднего профессионального образования и не является организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, в силу закона не может исполнять обязанности попечителя. Учредителем Колледжа решений о возможности осуществления образовательным учреждением полномочий опекуна или попечителя не принималось.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 августа 2019 г. в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 декабря 2019 г. решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 августа 2019 г. оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 г. решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 19 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 декабря 2019 г. оставлены без изменения.

В кассационной жалобе Колледжем ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М. от 12 апреля 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.

В соответствии со статьей 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судами первой, апелляционной и кассационной инстанций.

Как установлено судом и следует из материалов дела, несовершеннолетний Пономарев С.О., <...> года рождения, является ребенком, оставшимся без попечения родителей.

Постановлением N 1305 Пономарева Н.Н. освобождена от обязанностей попечителя над несовершеннолетним Пономаревым С.О., <...> года рождения, оставшимся без попечения родителей, Пономарев С.О. помещен под надзор в образовательную организацию на полное государственное обеспечение до устройства на воспитание в семью.

Указанное постановление Администрации вместе с личным делом Пономарева С.О. направлено 12 марта 2019 г. директору ГАПОУ РК "КМК".

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в оспариваемой части Постановление N 1305 принято компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, помещение несовершеннолетнего Пономарева С.О., обучающегося в колледже, под надзор данного образовательного учреждения до его устройства на воспитание в семью отвечает требованиям пункта 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 155.2 Семейного кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

В целях содержания, воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты их прав и интересов над такими детьми устанавливается опека или попечительство (пункт 1 статьи 31 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 145 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 Кодекса).

Отношения по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентированы главой 22 Семейного кодекса Российской Федерации (статьи 155.1 - 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации).

Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, оказывающие социальные услуги (абзац первый пункта 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 155 Семейного кодекса Российской Федерации детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.

Абзацем шестым статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Положение).

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

В качестве основного критерия отнесения организации для детей-сирот к образовательной организации, медицинской организации или организации, оказывающей социальные услуги, следует рассматривать основной вид деятельности, осуществляемый такой организацией.

Виды деятельности организаций для детей-сирот определены пунктами 51 - 54 Положения.

Решение о помещении детей в организации принимается в порядке, определенном пунктами 20 - 23 Положения.

Из системного анализа указанных норм следует, что к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя отнести образовательные организации любого типа, кроме образовательных организаций, на которые в соответствии с законодательством возложены полномочия по содержанию, воспитанию и (или) образованию детей, оставшихся без попечения родителей.

В Положении установлены критерии и виды деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которыми Колледж не обладает.

Согласно письму Минобрнауки России от 15 августа 2016 г. N 07-3446 "О направлении информации", которое издано с целью разъяснения и урегулирования актуальных вопросов, возникающих при реализации законодательства об опеке и попечительства над несовершеннолетними лицами, в частности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учредители образовательных организаций (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления) вправе сами принимать решения о возможности осуществления профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования полномочий по исполнению обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего.

Судом не проверялось, были ли переданы соответствующие полномочия Колледжу в установленном порядке уполномоченными на то органами (учредителем).

Судами апелляционной и кассационной инстанций, проверявшими законность решения суда, допущенные судом первой инстанции нарушения устранены не были.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами первой, апелляционной и кассационной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 августа 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 декабря 2019 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.

Руководствуясь статьями 390.14 - 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 19 августа 2019 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 18 декабря 2019 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18 августа 2020 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.